Содержание художественного произведения
Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их «значимом» аспекте: «не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет «значит», что он выражает». Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения — сюжет, образный строй, язык. Часто тема содержится в заголовке произведения (роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, роман «Отцы и дети», повесть «Первая любовь» И.С. Тургенева). Существуют определенные типы тем. Так, выделяют темы вечные (добра и зла, любви, греха, веры и безверия, семьи — трагедия «Гамлет», трагедия «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, повесть «Гранатовый браслет» А.И. Куприна, рассказ «Солнечный удар» И.А. Бунина), национальные (характерные для того или иного этноса и воспринимаемые другим читателем в качестве национальной экзотики — «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина), исторические (в центре внимания художника — социально-исторические катаклизмы определенного периода: войны, революции, восстания, государственные перевороты — поэма «Полтава», А.С. Пушкина, стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова, роман «Петр Первый» А.Н. Толстого), внутрилитературные (произведение создается на основе духовно-биографического опыта автора, тема искусства (мироощущение художника) — «Психея» Н.В. Кукольника, «Импровизатор» В.Ф. Одоевского, «Вальтер Эйзенберг» К.С. Аксакова). Существует также понятие «внутренней темы» (подтекстовой). Так, внутренняя тема многих пьес А.П. Чехова — разобщенность людей, их одиночество, общая неустроенность русской жизни. Понятие «тематика» означает комплекс тем, присутствующий в произведении того или иного писателя или в его творчестве в целом.