Организационно-деятельностные схемы

Организационно-деятельностные схемы

Третий тип схем — организационно-деятельностные. Они предназначены для организации и регуляции деятельности ин­дивидуальных или коллективных субъектов. Такие схемы тоже обозначают объекты со своей структурой, взаимосвязями и от­ношениями, но отражают не знания, а коллективные или инди­видуальные маршруты освоения одной темы или всего раздела.

Схема коллективного маршрута состоит «…из лю­дей, действий и потоков, которые необходимы для того, чтобы достичь общей цели и предотвратить отклонение от достижения этой цели и остановки на пути к ее достижению».

Схема индивидуального маршрута отражает позицию чело­века, пути его следования, способы деятельности, а в некоторых случаях и порядок выполнения действий для решения постав­ленных задач на определенном этапе, в течение заданного про­межутка времени.

Оргдеятельностная схемаразработана с учетом технологических аспектов индивидуально­ориентированной системы обучения, в основе которой лежит принцип выбора темпа прохождения программы и уровня сложности выполняемых заданий. На схеме светло-серым цветом обозначены этапы, которые должен пройти каждый ученик, темно-серым — один из возможных маршрутов освоения темы.

На рисунке 10 представлен алгоритм определения типа од­носоставного предложения. В зависимости от типа предложения (односоставное, где главный член предложения — сказуемое, или односоставное, где главный член предложения — подлежащее) будет выбрана последовательность дальнейших действий.

Значение организационно-деятельностных схем в учебном процессе бесспорно, так как они способствуют:

  • формированию умений ставить цели, планировать, контро­лировать и оценивать учебные действия;
  • определению наиболее эффективных способов достижения результата;
  • регуляции деятельности с учетом индивидуального темпа каждого ученика;
  • включенности в деятельность;
  • проведению рефлексии*.

К организационно-деятельностным схемам также относят различные системы (Периодическая система химических эле­ментов Менделеева), планы-карты (план эвакуации).

Опубликовано в Методические рекомендации.