Организация деятельности на основе организационно- деятельностных схем

Организация деятельности на основе организационно- деятельностных схем

Каждый этап учебного занятия и каждую организационную форму деятельности можно представить в виде отдельной орга­низационно-деятельностной схемы. Содержание схемы должно отражать специфику работы каждого субъекта. Рассмотрим это на примерах составления оргдеятельностных схем при органи­зации фронтальной, индивидуальной работы и работы в микро­группах.

На рисунке отражена фронтальная работа по сооб­щению задания учителем. В варианте, а изображен учитель, который дает задание классу. При этом класс обозначен пустым кругом – учащихся в нем нет. Значит, ни у кого не возникнет вопросов, что должны делать ученики этого класса во время со­общения задания. Как только внутри появляется хотя бы одно изображение ученика, то возникает вопрос: что он должен делать – просто слушать или, например, задавать во­просы на уточнение? Тогда рядом с фигурой ученика следует поставить знак вопроса, который поясняет возможные или необ­ходимые действия школьников. Но и эта схема является непол­ной, из ее содержания не видно, что это фронтальная работа и что все ученики заняты одним делом. Более полным является вариант 34, в, в котором отражены и действия учителя, и дейст­вия школьников.

Второй этап – работа в группе. Рисуем учащих­ся в кружке. Сколько нарисовать? Столько, сколько по нашим предположениям должно быть в группе. Например, шесть. А все ли они должны быть одинаково изображены? Если в группе есть руководитель, то он должен отличаться. Если нет руководителя, его назначают или обеспечивают выбор, уточнив при этом обязанности.

Кроме того, если группа должна работать каким-то опреде­ленным способом, это тоже может быть изображено на схеме. Квадратик посередине означает алгоритм, написан­ный на листочке. По этому алгоритму группа и работает. Руко­водитель фиксирует прохождение шагов алгоритма.

 

Пример алгоритма:

Все вместе:

  1. Прочитать алгоритм и выяснить непонятные места.
  2. Разделить полученный текст на части (совместно) и рас­пределить части между собой.

Каждый отдельно:

  1. Прочитать свой фрагмент текста.
  2. Составить вопросы по своему фрагменту текста, которые участник группы будет задавать другим участникам, чтобы про­верить, как они поняли сообщенный материал.

Все вместе:

  1. Поочередно рассказать свой фрагмент другим участникам группы.

Фигурка учителя, изображенная на рисунке 35, в отдельно от группы и соединенная с ней пунктирной стрелкой, означает, что, если алгоритм будет непонятен, учитель может прокон­сультировать группу (на этом этапе работы вопросы учителю можно задавать только по поводу алгоритма).

Следующий такт – работа в группе по проверке собственно­го понимания. Учитель предполагает, что проверка понимания будет происходить за счет того, что каждый из участников за­даст вопросы по своему фрагменту всем остальным. Однако как сделать так, чтобы каждый участник группы гарантированно отвечал на вопросы?

Для этого следующий этап работы в группе сле­дует организовать так, что­бы учащиеся задавали во­просы и отвечали на них, меняя напарника. Рисунок, изображающий следующий этап работы должен пока­зывать эти взаимодействия. Кроме того, на этом рисунке опять появляется фигура учителя с пунктирной стрел­кой, обозначенной буквой «С» – это значит, что теперь он может консультировать по содержанию.

Четвертый этап – индивидуальная работа с вопросами. Если это вопросы, которые даются в индивидуально-ориенти­рованном учебном плане для учащегося, то данный этап можно изобразить так, как на схеме. Если это вопросы, спе­циально разработанные учителем для конкретного занятия (тест на бумаге или компьютерный), тогда изображение варьируется. Однако в любом случае схема отражает определенное действие. Например, карточка со специально разработанными вопросами имеет обозначение «К» эти карточки находятся на отдельной полке в классе с таким же обозначением.

Пятый этап – работа в группе по применению знаний, напри­мер, совместный разбор упражнения. Снова на рисунке появляется

группа, отмечены особенности предполагаемого способа рабо­ты. Например, один участник группы выполняет упражнение, одновременно комментируя, другие, если что-то непонятно, ос­танавливают этого ученика и уточняют непонятое. Это может быть представлено так, как показано на схеме.

И последний, шестой, этап – фронтальная работа по подве­дению итогов. Один ученик от каждой группы должен сказать о том, как и почему удавалось или не удавалось хорошо рабо­тать, что надо учесть в будущем. На схеме видно, что говорят только руководители групп.

Если условия работы другие, то схема должна это отражать. Такая схематичная подача плана учебного занятия позволяет разъяснить основные задачи, уточнить кто и что должен делать и дать возможность каждой группе двигаться в своем темпе. Ко­нечно, вначале на работу в соответствии со схемой требуется большее время, но постепенно, когда все значки в схемах стано­вятся знакомыми, время тратится только на разъяснение каких- либо новых моментов.

При умелом использовании учителем организационно-деятельностных схем происходит постановка целей занятия каждым учащимся, планирование индивидуальных и коллективных маршрутов, последовательное выполнение запланированных дейст­вий, осуществление самоконтроля и рефлексии.