Организация первого этапа обучения схематизации

Организация первого этапа обучения схематизации

Первый этап направлен на формирование представлений о том, чем схемы отличаются от других изображений. На данном этапе школьникам нужно объяснить, какой внешний вид имеют схе­мы, из каких элементов состоят.

Отличительные особенности схем учащиеся находят при сравнении изображений, в которых присутствуют графические элементы. Для этого готовится дидактический материал с изо­бражениями чертежей, схематичных рисунков, схем и др. Схе­мы рекомендуется подбирать с учетом учебной дисциплины и возраста. Одна из схем может соответствовать теме учебного занятия и использоваться в дельнейшем для последующего изу­чения нового материала. Работа организована в парах.

Вначале дается задание на сравнение имеющихся изображе­ний. Для определения существенного признака предлагается найти сходства, для определения характерного признака — найти различия. Затем учащиеся составляют классификацию объектов по характерным признакам.

После выполнения детьми задания учитель проводит опрос, выявляя, по каким основаниям происходило деление данных объектов на группы, и уточняет существенные и характерные особенности схем, чертежей, схематичных рисунков, предлагает исправить ошибки.

Организацию первого этапа обучения схематизации рас­смотрим на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Математика», 5 класс. Тема — «Решение задач на движение».

Для проведения занятия учитель готовит демонстрационный и раздаточный материал — карточки, на которых изображены:

  • чертежи геометрических фигур (прямоугольник, угол, куб).
  • три схемы условия задач на движение.
  • схематичные рисунки (фотоаппарат, деревья, ноутбук).
  • названия групп объектов («Схема», «Чертеж», «Рисунок»).

Учащиеся работают в парах: одна пара — у школьной доски с демонстрационным материалом, остальные учащиеся — за сто­лами с раздаточным материалом.

Предлагается выполнить следующие задания:

  • Рассмотрите предложенные учителем карточки с изобра­жениями.
  • Найдите среди них схемы, чертежи, схематичные рисунки.
  • Распределите карточки с изображениями на три группы.
  • Положите надписи «схема», «чертеж», «рисунок» к тем груп­пам карточек, к которым они, по вашему мнению, относятся.

После выполнения задания учитель предлагает учащимся, работающим с демонстрационным материалом, объяснить:

—   что общего, а что различного они определили в изображе­ниях;

—   на каком основании происходило деление карточек на группы;

—    почему именно эти изображения являются чертежами, ри­сунками, схемами.

На втором этапе учитель обобщает: «На чертежах изображены объекты не только в натуральную величину, но и увеличенные или уменьшенные с учетом масштаба. Чертежи состоят из раз­личных фигур. Часто на объектах проставлены размеры (длина, ширина и др.). Чертежи выполняются при помощи линейки.

Схематичные рисунки отображают реальные объекты. Такие рисунки выполнены в некоторой степени художественно. В схе­матичных рисунках отражены существенные и несущественные детали объектов.

Схемы замещают реальные объекты. Схемы состоят из изо­бражений плоских и объемных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, куб, пирамида, и др.). Допол­нительно в схемах могут использоваться символы, знаки, числа, буквы, слова. Схема может быть выполнена без линейки и без учета масштаба».

После обобщения учитель предлагает ученикам исправить ошибки и ответить на вопросы:

  • Чем схема отличается от рисунка?
  • Чем чертеж отличается от схемы?

На следующем этапе детям предлагается решить задачу на дви­жение.

«Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомо­биль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если рас­стояние между пунктами 160 км?»

Учитель дает задание:

  • Прочитайте условие задачи.
  • Найдите схему, соответствующую условию задачи, среди пред­ставленных ранее.
  • Перерисуйте схему в тетрадь.
  • Решите задачу.

На последнем этапе проводится рефлексия по вопросам:

  • Что помогло представить дорожную ситуацию?
  • Какие условные знаки использовались в схеме?
Опубликовано в Методические рекомендации.