Организация третьего этапа обучения схематизации

Организация третьего этапа обучения схематизации

Третий этап обучения схематизации направлен на закрепле­ние представлений о конструкциях схем и правилах конструи­рования, на усвоение способов построения схем.

На данном этапе учащимся предлагается конструировать схемы по алгоритму действий, где отражены все этапы деятель­ности в виде последовательных предписаний по выделению главных и второстепенных объектов, обозначению их условны­ми знаками, нахождению отношений и взаимоотношений между объектами. После прочтения очередного абзаца схема подверга­ется коррекции.

Работая индивидуально, ребенок понимает смысл текста с опорой только на собственный опыт и знания. Чтобы у детей была возможность проверить собственное понимание, на заня­тиях должна быть организована работа в парах.

Для организации учебного занятия можно воспользоваться предложенным ниже алгоритмом.

Алгоритм действий учащихся

Индивидуальная работа.

  1. Прочитай первый абзац. Выдели ключевые слова, замени их условными знаками.
  2. Прочитай еще раз первый абзац. О чем говорится в тек­сте? Нарисуй схематично ситуацию, о которой говорится в пер­вом абзаце.
  3. Прочитай второй абзац. Выдели ключевые слова, замени нх условными знаками.
  4. Прочитай еще раз второй абзац. Добавь в схему, постро­енную для первого абзаца, то, о чем говорится во втором абзаце, или построй еще одну схему.
  5. Сделай тоже самое после прочтения каждого следующего абзаца.

Работа в паре.

Найди напарника, рассмотри его схему.

Выясни, почему именно такими условными обозначения­ми напарник показал предметы и персонажей?

Расскажите друг другу по очереди содержание текста.

На последнем этапе проводится рефлексия по вопросам:

Что помогло понять текст?

Какие действия производились, чтобы получилась схема?

Какие правила конструирования схемы использовались?

Что помогло написать изложение?

Организацию третьего этапа обучения схематизации рас­смотрим на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Русский язык», 6 класс. Тема — «Обучающее изложение».

Для проведения занятия учитель готовит текст изложения и алгоритмы действий учащихся.

В начале занятия учитель читает текст В. А. Сухомлинского «Как Пчела Ландыш нашла».

Вылетела Пчела из улья, покружила над пасекой. Слышит, где-то далеко-далеко звенит колокольчик. Полетела Пчела на звон колокольчика. Прилетела в лес. На поляне — ландыши. Каждый цветок — маленький серебряный колокольчик. В середине — зо­лотой молоточек. Бьет молоточек по серебру — раздается звон. И в степи, и на пасеке слышно. Вот как Ландыш зовет Пчелу.

Опустилась Пчела на цветок, взяла нектар.

—   Благодарю тебя, Ландыш, — сказала Пчела.

Цветок молчал. Он не умел говорить. Он только смутился, опустил головку. Пчела поняла: это Ландыш отвечает на ее благодарность.

Понесла Пчела нектар детям.

После прочтения учитель предлагает детям алгоритм действий.

Алгоритм действий

Индивидуальная работа.

Прочитай первый абзац. Выдели ключевые слова, замени их условными знаками. Ответь на вопрос «Почему не нужно изображать отдельным знаком Ландыш?».

Прочитай еще раз первый абзац и нарисуй схематично си­туацию, о которой говорится в первом абзаце. Отметь на схеме два отдельных места: где живет Пчела, где растут ландыши. Обозначь условным знаком полет Пчелы.

Прочитай второй абзац. Ответь на вопросы:

Что сделала Пчела?

Почему Ландыш не ответил Пчеле?

Прочитай еще раз второй абзац. Добавь в схему то, о чем говорится во втором абзаце. Покажи схематично взаимоотноше­ния между Пчелой и Ландышем.

Прочитай третий абзац. Замени условным знаком нектар. Ответь на вопросы:

Что сделала Пчела?

Кого называет автор текста детьми?

Прочитай еще раз третий абзац. Обозначь схематично об­ратный полет Пчелы.

Работа в паре.

Найди напарника, рассмотри его схему. Выясни, почему именно такими условными обозначениями напарник показал объекты и персонажей.

Расскажите друг другу по очереди содержание текста.

На следующем этапе занятия учащиеся пишут изложение.

По окончании работы проводится рефлексия по вопросам:

  • Что помогло понять текст?
  • Какие действия производились, чтобы получилась схема?
  • Какие правила конструирования схемы использовались?
  • Что помогло написать изложение?

* * *

Очень часто на одном учебном занятии происходит и демон­страция образца способа построения схем, и закрепление спосо­бов деятельности на основе алгоритмов действий.

Рассмотрим это на примере фрагмента учебного занятия* по пред­мету «История» 7 класс. Тема — «Народ и государство в годы Петровских реформ».

На этапе школьной лекции педагог в ходе представления но­вого учебного материала раскрывает основные аспекты схема­тизации и демонстрирует образец конструирования схемы.

Вторым этапом на занятии является индивидуальная работа учащихся. Для того чтобы школьники самостоятельно потрени­ровались в создании схем, педагог предлагает прочитать и за- схематизировать текст параграфа «Восстание под руководством К. А. Булавина», пользуясь при этом алгоритмом построения схемы и лекцией учителя, в содержании которой были отражены основные условные обозначения событий.

Алгоритм действий учащихся

  1. Прочитай текст.
  2. Выдели в тексте причины восстания. Зафиксируй причи­ны, используя условные знаки.
  3. Кто стоял во главе государства в начале XVIII века? Ка­ким условным знаком обозначается на схеме человек? Зафикси­руй на схеме условное обозначение человека, отличительное обозначение царя.
  4. Покажи на схеме, что причины, приведшие к восстанию, шли от царя. Вспомни, какой условный знак используется для того, чтобы показать связь?
  5. Найди в тексте, кто был в составе восставших. Изобрази это на схеме. Каким условным обозначением можно показать, что люди объединены одной целью и перед ними стоит одна за­дача?
  6. Можно ли выделить в группе восставших предводителя? Какой условный знак ты будешь использовать, чтобы выделить его на схеме среди всех повстанцев?
  7. Каким условным обозначением ты покажешь, что причи­ны восстания и перечисленные люди, входившие в состав пов­станцев, связаны друг с другом? Причины подействовали на повстанцев или повстанцы на причины? Укажи это на схеме.
  8. Какой город был взят восставшими? Каким условным обо­значением ты воспользуешься для того, чтобы показать, что повстанцы пришли в город?
  9. Какими условными обозначениями ты воспользуешься, чтобы показать, что повстанцы поделились на группы? Обрати внимание, что в одной из них был Булавин.
  10. Куда направилась группа под предводительством Була­вина? Каким условным обозначением ты покажешь действие группы?
  11. После того как Булавин потерпел поражение под Азовом, он вернулся в Черкасск. Каким условным обозначением ты по­кажешь это действие группы?
  12. Можно ли сказать, что стрелка, которая обозначает дей­ствие отряда Булавина от Черкасска к Азову, — взаимообратная?
  13. Куда направилась вторая группа? Каким условным обо­значением ты покажешь действие группы?
  14. Куда направилась третья группа? Каким условным обо­значением ты покажешь действие группы?
  15. К кому обратился Петр I, когда узнал о восстании?
  16. Каким условным обозначением ты изобразишь царское войско? Обрати внимание, что условные знаки, обозначающие воинов, должны отличаться от повстанцев, Петра I и Булавина.
  17. Каким условным обозначением ты изобразишь движение царского войска?
  18. Считаешь ли свою схему достаточной или ее нужно до­полнить?
  19. Можно ли по этой схеме раскрыть основные моменты восстания?

Данная работа позволяет учащимся постепенно, отвечая на во­прос за вопросом, используя условные символы, сконструиро­вать схему и понять исторический текст.

На первоначальных этапах обучения схематизации рекомен­дуется воспользоваться методикой «Умею ли я…» из методиче­ского пособия А. А. Ярулова «Критериально-ориентированная диагностика»

Опубликовано в Методические рекомендации.