Особенности демонстрационной схемы

Особенности демонстрационной схемы

Как правило, ни одно объяснение нового материала в обуче­нии не обходится без применения учителем каких-либо средств наглядности, например, моделей, иллюстраций, таблиц, графи­ков, схем. Их использование обоснованно, так как в процессе восприятия устной информации у ребенка должны быть задей­ствованы различные анализаторы, в том числе и зрительные*.

Использование наглядности Я. А. Коменский считал «золо­тым» правилом обучения. В свое время он одним из первых в истории дидактики раскрыл сущность принципа наглядности, который заключается в том, что вещи нужно изучать «посредст­вом самих вещей, то есть должно, насколько возможно, выстав­лять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и тому по­добного сами вещи, либо заменяющие их изображения».

Следуя принципу наглядности, когда происходит изучение учащимися сложных для понимания тем программного курса, учителя используют демонстрационные схемы, в которых за­ключается предметное содержание тем.

Внешний вид демонстрационных схем, а также способы представления данных схем аудитории имеют свои особенности.

  • Схема должна быть продумана и создана заранее (на школь­ной доске, на листе бумаги, с помощью компьютера).
  • Схема должна иметь достаточные размеры для зрительного восприятия.
  • Условные обозначения должны быть известны учащимся либо объяснены в ходе визуального восприятия схемы.
  • На схеме нужно показывать значимые элементы, отмечать детали.
  • При объяснении учебного материала на основе демонстра­ционной схемы необходимо организовать коммуникацию по об­суждаемому вопросу.

 

Опубликовано в Методические рекомендации.