Ответы на вопросы — Куприн

Какие вам известны псевдонимы А.И. Куприна?

Будучи юнкером Александровского военного училища, бу­дущий писатель с помощью поэта Л. Пальмина опубликовал в «Русском сатирическом листке» свой рассказ «Последний дебют» за подписью Ал. К-рин. Но это не спасло Куприна от наказания: он был вынужден отсидеть двое суток в карцере, и ему запретили под угрозой исключения из училища заниматься «недостойным буду­щего офицера бумагомаранием». Впоследствии А.И. Куприн опи­шет этот случай в рассказах «Первенец» и «Типографская краска».

Ранние свои рассказы А.И. Куприн подписывал именем Алеко. По словам самого писателя, в пушкинском Алеко он находил род­ственные черты.

Рассказ А.И. Куприна «Анафема» во многом навеян отно­шением писателя к творчеству Л.Н. Толстого. Какова творче­ская история рассказа? Как Л.Н. Толстой оценивал творчество А.И. Куприна?

Написан рассказ был в январе 1913 г. в Гатчине. Впервые был опубликован в журнале «Аргус» (1913. № 2).

Отношение Куприна к прозе и личности Л.Н. Толстого с отро­ческих лет и до конца жизни было благоговейным. Этим чувством напитаны строки очерка «О том, как я видел Толстого на парохо­де „Св. Николай”» (1908), статьи-некролога «Наше оправдание» (1910), более поздних заметок «Толстой» (1928), многочисленных интервью и писем 1900-1920-х гг. 21 ноября 1910 г. Куприн, толь­ко что узнавший о смерти Толстого, пишет Ф.Д. Батюшкову, что по странному совпадению в те часы, когда Л.Н. Толстой умирал на станции Астапово, он (Куприн) «как раз перечитывал „Казаки” и плакал от умиления и благодарности». Куприну были дороги

«Война и мир» (по его определению — «книга великой и даже от­части ревнивой любви к России, русскому народу, русской армии и русской государственности»), «Анна Каренина», «Власть тьмы», «над которой веют дыхания греческой судьбы», «Хаджи Мурат», «Воскресение». Сама личность Толстого поражала Куприна «огром­ной, корневой, кондовой силой», величественную старость Толстого Куприн сравнил в статье «Наше оправдание» с последними годами земной жизни Иоанна Богослова. Портрет Толстого с дарственной надписью Куприн унес с собою, отступая в 1919 г. из Гатчины с ар­мией Юденича, как самое драгоценное свое достояние.

Но более «Войны и мира», более «Николеньки, странника Гриши, Пьера Безухова, Константина Левина, князя Нехлюдова, старика Акима» Куприн любил повесть Л.Н. Толстого «Казаки» и образ дяди Брошки.

«Почему, Илья Ефимович, Вам никогда не приходила в голову мысль написать „Дядю Брошку” из „Казаков”, этого охотника, пья­ницу, джигита, Пана, анархиста, язычника, „от которого так уют­но и не неприятно пахло чихирем, табаком и дичью”?… Пишучи о Брошке, я был далек от мысли дать Вам тему для иллюстрации. Мне пленителен самый образ, такой глубоко русский. И в русских больших людях много ерошкинского духа. А мне бы просто хоте­лось ощупать его не мысленным, а физическим зрением», — пи­сал Куприн в середине 1920-х гг. И.Е. Репину. («Дядей Брошкой» русской литературы назвал кто-то из младших современников и са­мого Куприна.) Л.Н. Толстой, как правило, относился к благоговению младших современников, русских литераторов Серебряного века, со спокой­ным скептицизмом. Однако его отношение к Куприну было иным. Единственная встреча двух писателей состоялась 25 июня 1902 г. в Ялте на борту парохода «Святой Николай». С.Я. Елпатьевский представил Куприна Толстому перед отплытием, беседа длилась ме­нее часа, впоследствии Куприн (в отличие от сотен и тысяч совре­менников, любой ценой стремившихся попасть в Ясную Поляну) не осмеливался тревожить покой Толстого. Но имя Куприна в яснополянском доме, в разговорах и письмах Л.Н. Толстого по­следних лет жизни звучало часто.

В конце 1901 г. Л.Н. Толстой прочел и одобрил рассказ моло­дого Куприна «В цирке». Впоследствии в Ясной Поляне читались вслух «Allez», «Ночная смена», «Вечерний гость», «Мирное жи­тие», «Корь», «Гамбринус» и даже первые главы романа «Яма». Вероятно, рассказ Куприна «Дознание» (1894), во многом вос­ходящий к толстовской традиции, будучи прочитан Л.Н. Толстым в 1903 г., повлиял на сюжет его рассказа «После бала» (1903).

Письма Л.Н. Толстого 1902-1909 гг., записи бесед с ним, сделанные современниками в эти годы, сохранили целый ряд отзывов о прозе Куприна.

Постановление Святейшего Синода об отлучении Л.Н. Тол­стого от церкви было опубликовано 24 февраля 1901 г. В тек­сте говорилось, в частности: «…Новый лжеучитель, граф Лев Толстой, известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению, воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние… Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он на кон­це дней своих остается без веры в Бога и Господа Спасителя на­шего, отвергшись от благословений и молитв церкви и от всякого общения с ней» (цит. по изд.: Шкловский В.Б. Лев Толстой. М., 1967. С. 540). Отлучение Толстого от церкви вызвано было рядом постулатов этико-философского учения Толстого, сформу­лированного вето статьях 1880-1900-х гг., толстовским перело­жением Евангелия, далеким от канона, некоторыми страницами романа «Воскресение», в которых Синод 1901 г. увидел неприятие Толстым таинства причастия.

Отлучение Л.Н. Толстого от церкви всколыхнуло рус­ское общество. Горечь, недоумение, новый прилив любви к Л.Н. Толстому были естественной реакцией на случившееся. Об отлучении Толстого от церкви не раз вспоминали в 1908 г., когда шли юбилейные торжества по поводу 80-летия великого писателя, и после его смерти, последовавшей 7 ноября (20 ноября н. ст.) 1910 г.

Прототипом героя рассказа «Анафема» стал отец Амвросий, протодьякон Гатчинского собора, в доме которого Куприн видел в конце 1900-х гг. том сочинений Толстого.

Издательская судьба «Анафемы» была сложной. Вскоре по­сле выхода в свет журнала «Аргус» с первой публикацией рассказ был запрещен цензурой, а тираж номера — сожжен. В том же году Куприн включил рассказ в том 10-й Собрания сочинений. Том был выпущен в свет, но вскоре конфискован по приказу московского гра­доначальника. В 1920 г. Куприн включил рассказ в сборник «Звезда Соломона» (издан в Гельсингфорсе). В авторском примечании к этой публикации было сказано: «Рассказ „Анафема” появился в десятом томе сочинений автора незадолго перед революцией и был причиной того, что этот том был немедленно запрещен к продаже и в порядке конфискации изъят из всех книжных магазинов. В по­следующих изданиях десятого тома печаталось на одной из страниц лишь заглавие, а под ним до низа страницы линии из точек. Таким образом, печатаемый в настоящем издании, этот рассказ появляется как бы впервые».

Здесь искали:

  • куприн анафема аргумент для сочинения
  • в цирке куприн анализ
  • толстовские традиции в прозе Куприна сочинение
Опубликовано в Справочные материалы.