Где и когда родился А.Н. Островский? Кем были его родители?
А.Н. Островский родился в Москве, в районе Замоскворечья, 31 марта 1823 г. В «Записках замоскворецкого жителя», воссоздавая яркий колорит этого островка патриархальной купеческой культуры, писатель отмечал: «Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье… До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ее, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, – все это было покрыто мраком неизвестности». Современники драматурга называли его «Колумбом Замоскворечья». Однако сам этот «замоскворецкий мир» воспринимался А.Н. Островским двойственно. С одной стороны, патриархальный, старинный уклад взрастил его, дал ему жизненную мудрость, основательность, придал яркие краски его жизни. С другой – худшее, что было в этом укладе: замкнутость мира, отчуждение домов и семейств, деспотизм и грубость, – драматург принять не мог. Все это впоследствии стало предметом изображения в его пьесах. Островский напишет в пьесе «Тяжелые дни»: «А живу в той стороне, где дни разделяются на легкие и тяжелые; где люди уверены, что земля стоит на трех рыбах и что, по последним известиям, кажется, одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика и тоже получают депеши, но только все больше из белой Арапии и стран, к ней прилежащих». Мир Замоскворечья в воображении Островского ассоциировался не только с жизнью Москвы, но и с жизнью всей России.
Практически все предки А.Н. Островского (прадеды, деды, дядя) были церковнослужителями. Николая Федоровича, отца будущего писателя, также готовили к этому поприщу. Он закончил Костромскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию, но от дальнейшей церковной службы отказался. Служил он в судебном ведомстве, пользовался авторитетом как квалифицированный частный адвокат, защищавший интересы многих московских купцов. В дворянской родословной Островских имя Николая Федоровича стоит первым: именно он в 1851 г. получил дворянство. Мать драматурга – Любовь Ивановна, дочь московской просвирни – умерла, когда А.Н. Островскому не было и девяти лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с нравами, образом жизни, культурой купечества и мещанства. Клиенты и посетители отца (по воспоминаниям Н.В. Берга, «в его доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы»), соседи семьи Островских в Монетчиках, на Житной улице были в основном купцы и мещане. Именно в этой среде у А.Н. Островского было много близких друзей – все это в дальнейшем не могло не сказаться и на творческом интересе драматурга к этому своеобразному, но еще не описанному литературой миру «третьего сословия».
Когда состоялась премьера «Грозы»? Кто из русских артистов сыграл в первых спектаклях?
Премьеры в Малом и Александринском театрах состоялись соответственно 16 ноября и 2 декабря 1859 г. Уже в то время драматургу был присвоен почетный титул «Шекспир русской сцены». Островский стал неофициальным режиссером собственных пьес в Малом театре. Упорная борьба за создание русского национального театра, который драматург считал признаком совершеннолетия нации, привела к тому, что в своем лице Островский совместил должности режиссера, педагога, драматурга. Один из самых взыскательных критиков – Аполлон Григорьев – считал, что своими постановками Островский явил «четыре чуда»: «разом поставил на пьедестал великого артиста Садовского, разом создал гениальный талант Васильева, разом оторвал национальную русскую актрису Л.П. Косицкую… хоть на время от гнусно-сентиментальных драм и всхлипываний щепкинской школы, а главное – заставил петербургскую школу учиться… народному тону и у московской…» Великий Пров Садовский сыграл тогда Дикого, Васильев – Тихона, Косицкая – Катерину в постановке Малого театра. В Петербурге Катерину сыграла Фанни Снеткова. По свидетельству современников, Островский остался доволен исполнением роли Катерины в Петербурге. Но свою Катерину он создавал «под Косицкую». Л.П. Косицкая, по мнению драматурга, была равна Катерине по страстности, одержимости и силе характера.
В свое время А.Н. Островский был одним из законодателей театрального дела в России. Он возглавлял репертуарную часть московских театров, помогал становлению молодых актеров, писал теоретические работы о состоянии и перспективах театрального дела в России. Не менее требовательным был А.Н. Островский и по отношению к литературе. Что можно сказать о литературных вкусах Островского, как он относился к творчеству своих современников?
По воспоминаниям современников драматурга, одним из самых почитаемых Островским писателей его времени был Л.Н. Толстой («Толстым я восхищаюсь, не рассуждая»). Сложным было отношение Островского к «Войне и миру», драматург фактически не принял образ Платона Каратаева. О М.Е. Салтыкове-Щедрине Островский говорил так: «Это замечательная сила, это крупный талант. Да это уж давно и не талант: это просто пророк, прорицатель. Главное в нем ум; а что такое талант, как не ум? А что вдохновение, как не талант? Вот почитайте книги пророков, особенно вторую книгу Эздры: какая сильная поэзия. Вот и Салтыков такой же поэт…» О Н.В. Гоголе Островский был самого высокого мнения, но его взгляды на творчество писателя часто были противоречивы: «…Напрасно считают меня, Писемского и Гончарова последователями или продолжателями гоголевской школы. Достоевский – другое дело: этот весь вышел из „Шинели” Гоголя. Гоголь не может быть назван и первым комическим писателем: до него уже было „Горе от ума” … Некоторые типы „Мертвых душ” нежизненны; где встретите вы Манилова, Чичикова? Это не типы живых людей… а собирательные создания… Великорусского народа, простонародия он не знал: дядя Митяй и дядя Миняй у него вышли карикатурными…
…Это огромный талант, гений, который является, может быть, раз в тысячелетие, талант именно общечеловеческий: его Плюшкин, его Собакевич, Хлестаков – все это не столько русские типы данного времени, сколько вечные образы общечеловеческих страстей и характеров. Этот талант – бриллиант, но редкий, это ненормальный талант совершенно вне общелитературного течения…».