План сочинения — Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

I. Вступление

«Мертвые души» — одно из тех произведений, где автор­ское присутствие чрезвычайно важно. Гоголь не просто изо­бражает жизнь, он активно высказывает свое отношение к тем или иным ее сторонам, дает характеристики героям и всему жизненному укладу, размышляет о проблемах, которые на первый взгляд не имеют отношения к сюжету поэмы, но кото­рые для автора важны. Это и есть авторская позиция.

II. Главная часть

1. Способы выражения авторской позиции:

а)   прямые авторские характеристики героев (Манилова, Ноздрева, Плюшкина и др.);

б)  косвенные характеристики при помощи деталей порт­рета, интерьера, манеры речи и т.п., создающие в основном комический эффект (книга в кабинете Манилова, два года открытая на 14 странице; внешний облик Плюшкина, отры­вочная, полная алогизмов, бессмыслицы и вранья речь Ноздрева и т.п.);

в)   иронические характеристики, когда автор как будто хвалит героя и даже восхищается им, раскрывая в то же время как бы невольно его подлинную сущность (называя, напри­мер, полицмейстера «отцом и благодетелем», тут же показы­вает, что он беззастенчивый хапуга и взяточник; упоминая о «хорошем воспитании» Маниловой, тут же поясняет, какие ничтожные вещи составляют суть этого воспитания и т.п.).

2. Особой и наиболее важной формой выражения автор­ской позиции являются авторские отступления (см. Словарик). Они важны прежде всего потому, что в них автор может отхо­дить от сюжета, а следовательно, выражать свое понимание самых разных жизненных проблем. Благодаря авторским от­ступлениям личность Гоголя выражается в «Мертвых душах» с очень большой полнотой, что составляет отличительную ху­дожественную особенность поэмы.

Авторские отступления можно разделить на группы с точ­ки зрения их тематики и эмоционального тона, т.е. пафоса (см. Словарик):

а)   сатирическое изображение нравов и обычаев русской жизни (отступление о «толстых и тонких» в первой главе, об умении обращаться с высшими и низшими — в третьей, о да­мах города N — в восьмой и т.п.);

б)   собственно лирические отступления, в которых выска­зывается иная сторона гоголевской личности: он является здесь уже не сатириком, а человеком тонкой души, которому доступны не одни низменные, но и возвышенные предметы (отступление о юности и описание сада Плюшкина в шестой главе, размышление о заблуждениях человечества в десятой главе и т.п.);

в)   размышления о писательском труде, о задачах и поло­жении писателя на Руси. Эта проблема была для Гоголя осо­бенно важна, поскольку он был одним из зачинателей новой, реалистической литературы, сам осознавал это и часто стал­кивался с непониманием читательской публики и критики. (К этому роду относятся отступления «Счастлив путник…» — в начале седьмой главы; о том, какого человека надо брать в ге­рои; о читателях и о том, патриотично ли выставлять на вид паши пороки — в одиннадцатой главе и т.п.);

г)  размышления о Руси, ее исторической судьбе, о том, что в ней есть хорошего (о русском слове — в конце пятой главы, о  «разгуле широкой жизни» — в седьмой, два отступления в одиннадцатой).

III. Заключение

Ангорская позиция в «Мертвых душах» выражается раз­ными способами и в разных формах, которые вместе создают сложный и многоплановый образ писателя.

Здесь искали:

  • авторская позиция в поэме мертвые души
  • как в поэме медный всадник выражается присутствие автора
  • авторская позиция и способы ее выражения в поэме медный всадник
Опубликовано в Сочинения.