План Сочинения: Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Условия успешного выполнения работы

  • Жанр сочинения — анализ, литературно-критическая статья.
  • Содержание — творческая работа логического плана на литературную тему.

Эстетический аспект

Задания

  1. 1. Выявите тему и проблему вашей работы.

Например, формулировка темы сочинения: «Не то, что мните вы, природа…» (стихотворение Ф.И. Тютчева: восприятие, истолкование, оценка).

Значит, тема анализа — одухотворенная, «живая» природа.

Проблема анализа: Как Ф.И. Тютчев истолковал художественными средствами этот тезис?

  1. Определите жанр сочинения — анализ, литературно-критическая статья (исследование) или эссе (восприятие).
  2. Установите особенность содержания творческой работы: если анализ, оценка, то содержание сочинения — творческая работа логического плана на литературную тему; если эссе (вое приятие), то содержание сочинения — творческая работа с использованием материала художественной литературы в качестве аргументации своего суждения.
  3. Определите композицию вашего сочинения.

Рекомендации:

  • если жанр вашей работы — анализ, то ее композиция должна соответствовать исследованию, где главным инструментом вашего исследования должны стать выбранные и обоснованные вами способы исследования: анализ, сравнение, сопоставление, характеристика, для убедительного доказательства своей точки зрения;
  • если жанр вашей работы — эссе, то композиция сочинения должна соответствовать Я-восприятию, где ведущий мотив творческой работы — эмоциональность восприятия прочитанного.
  1. Раскройте авторское восприятие красоты природы через выявление:
  • ведущей темы;
  • места произведения в творчестве художника;
  • сюжета;
  • ведущей проблемы;
  • особенностей композиции;
  • жанра произведения;
  • основных образов;
  • лексики;
  • особенностей построения строфы.
  1. Покажите динамику развития эстетического чувства лирического героя стихотворения через выявление:
  • пафоса описания;
  • преобладающего настроения лирического героя(ев);
  • изобразительных средств (метафор, метонимий, эпитетов, сравнений, аллегорий, символов и др.);
  • поэтического синтаксиса (обращений, восклицаний, риторических вопросов, инверсии и др.);
  • звукописи (аллитерации, ассонанса);
  • размера (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);
  • ритма, рифмы, способов рифмовки.
  1. Выразите свое отношение к прочитанному.

Возможные формулировки тем сочинений в жанре литературно- критической статьи

  1. «Не то, что мните вы, природа…» (стихотворение Ф.И. Тютчева: восприятие, истолкование, оценка) = (тема одухотворенной, «живой» природы (эстетический аспект)).
  2. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (восприятие, истолкование, оценка) = (тема любви к родной природе).
  3. «Последний шмель» (восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А. Бунина) = (тема любви к родной природе).
  4. Стихотворение С.А. Есенина «Несказанное, синее, нежное…» (восприятие, истолкование, оценка) = (тема любви к родной природе, к Родине).
  5. Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века.
  6. Стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта» = (тема — гимн жизни, гимн природе).
  7. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете» = (тема природы и человека в произведениях И.А. Бунина).
  8. «Родимая степь под низким донским небом!» = (тема природы и человека в прозе М.А. Шолохова).
  9. Почему, глядя на природу родного края, мы восклицаем: «Просветленная страданьем красота…»? = (тема восприятия красоты природы родного края).
План Сочинения: Человек и природа в отечественной и мировой литературе
4 (80%) 8 votes