План Сочинения: Кого можно назвать настоящим писателем?

Условия успешного выполнения работы

  • Жанр сочинения — эссе (рассуждение).
  • Содержание — творческая работа на литературную тему с использованием материалов художественной литературы в качестве аргументации собственного суждения.

Задания

  1. Выявите тему и проблему вашего рассуждения, опираясь на формулировку темы сочинения. Тема сочинения представляет собой вывод по проблеме, сформулированный определенным писателем, поэтом или публицистом. Например, цитата: «Настоящий писатель — то же, что древний пророк» (А.П. Чехов).

Рекомендации: чтобы сформулировать проблему рассуждения, перестройте предложение-вывод в предложение-вопрос. Например. Почему Чехов обращается к нам с таким утверждением: «Настоящий писатель — то же, что древний пророк»?

  1. Выберите жанр сочинения — эссе с использованием теоретико-литературного материала.
  2. Определите композицию вашего сочинения.

Рекомендации: композиция вашей работы должна соответствовать Я-рассуждению, т. е. пафосом вашего рассуждения должно стать личностное отношение к предмету (проблеме) — пафос убеждения адресата, оппонента и т. д. В основе — решение одной (главной) задачи (подтверждение тезиса писателя) через решение сопутствующих задач (подбор аргументов по проблеме рассуждения). Рассуждение сводится к установлению единственно возможного вывода, соответствующего общепринятой норме: истинный поэт, художник — провозвестник будущего.

Личностное рассуждение — ваше восприятие душою таких философско-нравственных категорий, как «поэзия», «творчество», вдохновение», «ответственность», а также восприятие, осмысление, анализ мыслей, чувств ваших близких, знакомых, друзей, их и ваши любимые строки из художественной литературы и т. д.

  1. Сформулируйте подвопросы вашего рассуждения по теме и проблеме художественного текста.

Например, подвопросы по теме:

  • Кого можно назвать настоящим писателем?
  • В чем истинное назначение творчества?

Например, подвопросы по проблеме:

  • Почему поэта называют пророком?
  • Какова роль творчества в жизни каждого из нас?
  • Что оно значит для нас?
  • Нужны ли нам поэты-пророки?
  • Есть ли в современной литературе поэты-пророки?
  1. Составленные подвопросы могут стать планом вашего эссе.
  2. Сделайте вывод, обращаясь к вопросам, заявленным во вступлении вашего сочинения.

Рекомендации: вывод должен следовать не из последнего аргумента вашего сочинения, а стать обобщением всего вашего размышления, рассуждения над проблемным вопросом.

Возможные формулировки тем сочинений на литературную и публицистическую темы в жанре эссе

  1. «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть…» (А.П. Чехов) = (тема любви).
  2. «Слава тебе, безысходная боль!» = (Тема любви, например с использованием лирики А.А. Ахматовой.)
  3. «Он весь — дитя добра и света…» = (Образ современного художника, осмысление его творчества, например с использованием лирики А.А. Блока.)
  4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» (Н.М. Карамзин) = (тема жизнетворчества).
  5. «Величайшие истины — самые простые» (Л.Н. Толстой) = = (тема любви к ближнему. Отечеству; мысль семейная, мысль народная; тема войны и мира).
  6. «Настоящий писатель — то же, что древний пророк» (А.П. Чехов) = (тема назначения писательского труда).
  7. «Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни» (Л.Н. Толстой) = (тема поиска смысла жизни, идеала).
  8. «Счастье не в счастье, а в его достижении…» (Ф.М. Достоевский) = (тема поиска смысла жизни, идеала).

 

  1. «Каждый сам себе судьба!» (Проблема нравственного выбора в пьесе М. Горького «На дне».)
  2. «Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем в целые годы» (Ф.М. Достоевский) = (тема поворота в судьбе, потрясения, катарсиса).
  3. «Одно горе делает сердце человеку» (по прозе А.П. Платонова) = (тема сострадания).
  4. «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего» (Л.Н. Толстой) = = (тема милосердия).
  5. «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым светлым чувством» (В.О. Ключевский) = (тема назначения творчества).
  6. «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал» (Н.А. Добролюбов) = (тема поиска идеала, смысла жизни).
  7. «Счастье и радость жизни — в правде» (А.П. Чехов) = (тема смысла жизни).
  8. «Патриотизм состоит не в пышных возгласах» (В.Г. Белинский) = (тема патриотизма).
  9. «Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге» (А.А. Блок) = (тема поиска смысла жизни).
  10. «Бездействия нет жизни» (В.Г. Белинский) = (тема жизнетворчества).
  11. «Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа» (по поэме А.А. Блока «Двенадцать») = (тема поиска идеала, нравственного / безнравственного уклада жизни).
  12. «Корень злых дел в дурных мыслях» (Л.Н. Толстой) = (тема дурных и добрых дел и помыслов).
  13. «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает» (В.О. Ключевский) = = (тема поиска смысла жизни).
  14. «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» (тема жизнетворчества в произведениях М. Горького) = (тема движения вперед, развития характера).
  15. «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой) = (поиск идеала, смысла жизни).
  16. «В мире есть одно явление, равное чуду… Это явление — искусство» (К.Г. Паустовский) = (тема творчества).
  17. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин) = (тема роли книги, творчества).
  18. «Без имени — нет человека» (по пьесе М. Горького «На дне») = (тема поиска идеала, смысла жизни).
  19. «Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается» (Д.И. Писарев) = (тема гармонического восприятия жизни, искусства, творчества).
  20. «Мир тебе — деревянный дом!» (По лирике С.А. Есенина) = = (тема крестьянской России).
  21. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н. Толстой) = (тема добра и зла).
  22. «О Русь, взмахни крылами!..» (По лирике С.А. Есенина) = = (тема Родины).
  23. «Мелодией одной звучат печаль и радость» = (тема любви в лирике А.А. Блока).
  24. «Жизнь и бессмертие — одно» = («вечные» темы в лирике Б.Л. Пастернака).
  25. «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…» (по одному из произведений И.А. Бунина) = (тема юности, воспоминаний о счастливом прошлом).
  26. «Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А.А. Блока) = (тема жажды света, деятельной жизни, свободы).
  27. «Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен…» (И.А. Бунин) (по одному из произведений русской литературы») = (тема любви к миру, жизни, гимн жизни).
  28. «Без великодушных идей человечество жить не может…» (Ф.М. Достоевский) = (тема сострадания, человеколюбия, любви к ближнему, всепрощения).
  29. «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне») = (тема поиска идеала, смысла жизни).
  30. «Борьба есть условие жизни…» (В.Г. Белинский) = (тема поиска смысла жизни).
  31. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (По лирике Б.Л. Пастернака) = (тема поиска идеала, смысла жизни).
  32. Можно ли оправдать ложь? = (Тема нравственного выбора. На материале «сцены вранья» Хлестакова из III действия комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)
  33. Кого я считаю хорошим человеком?
  34. Что значит жить честно?