План Сочинения: Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПРОРОК»

Условия успешного выполнения работы

  • Жанр сочинения — сопоставительный анализ поэтических текстов, литературно-критическая статья.
  • Содержание — творческая работа логического плана на литературную тему.

Задания

  1. Прочитайте вариант анализа стихотворения «Пророк» М.Ю. Лермонтова.
  2. Рассмотрите текст сочинения с позиции требований к анализу поэтического текста.
  3. Выскажите свое мнение о прочитанном, ссылаясь на критерии оценивания творческой работы.
  4. Отредактируйте текст творческой работы, внеся необходимые поправки в форму и содержание.

План сочинения

  1. Вступление: определение темы рассуждения (о миссии поэта).
  2. Основная часть:
  • обоснование миссии пророка в библейские времена («Не смейся над моей пророческой тоскою…», «Поэт», «Журналист», «Читатель и писатель»);
  • злоба толпы по отношению к поэту-пророку («Смерть Поэта», «Памяти А.И. Одоевского»);
  • о конфликте мужественной и благородной личности с косностью окружающей среды в стихотворении «Пророк»;
  • первые строки стихотворения: осмысление метафор и ключевых слов;
  • осмысление эпитета «бешено» и метафоры «бросали бешено каменья» в контексте стихотворения;
  • провозвестник или глупец, который наказан Богом? Развитие и развязка конфликта произведения;
  • пророк Пушкина и пророк Лермонтова: сходство и различие;
  • Лермонтов-пророк: судьба, гоненье света…
  • взаимосвязь языка, образов, пафоса стихотворения «Пророк».
  1. Заключение: вывод о миссии поэта — «провозглашать любви и правды чистые ученья».

В разные годы Лермонтов касался вопроса, волнующего каждого большого художника, — о назначении искусства, миссии писателя. Безбоязненно нести людям правду жизни, быть выразителем «мыслей благородных» — в этом видел поэт свой долг перед современниками.

Не случайно Лермонтов сравнивал деятельность писателя с миссией пророков в библейские времена, этот образ часто встречается в его поэзии («Не смейся над моей пророческой тоскою…», «Поэт», «Журналист», «Читатель и писатель» и др.). Однако в действительности благородные устремления многих писателей сталкивались с противлением власть имущих, и судьбы создателей великих творений зачастую складывались драматично. Об этом проникновенно поведал Лермонтов в стихах «Смерть Поэта», «Памяти А.И. Одоевского». Как значимо и емко лермонтовское поэтическое выражение о Пушкине — «невольник чести»! Честь и достоинство гения оказались в неволе у «завистливого и душного» света.

Быть может, наиболее обобщенно о конфликте мужественной и благородной личности с косностью окружающей среды Лермонтов сказал в своем последнем стихотворении «Пророк» (1841 г.).

Афористично и емко звучат первые строки этого произведения:

С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

«Всеведенье» (обладание знанием обо всем) помогло Пророку понять тайные страсти и побуждения людей. В обществе злобы и лжи он стал «провозглашать… любви и правды чистые ученья». Слово «любовь» порой понимается ограниченно, а оно несет большой смысл. Это не только любовь к близким, это любовь активная, оказывающая помощь и поддержку каждому, кто в ней нуждается. В выражении «правды чистые ученья» речь идет об утверждении высокой нравственности и добродетели. Однако эта проповедь человечности вызвала обратную реакцию:

В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Обратим внимание на слово «бешено». Оно говорит о каком-то остервенении, ожесточении слушателей. И всюду была одна и та же реакция: «Из городов бежал я нищий…»

Тщательная работа М.Ю. Лермонтова над словом в стихотворении «Пророк» шла в обстановке постоянных переездов, походов поэта… Каждый день мог быть последним: отсюда и ощущения «острого сознания» поэтом своей миссии в литературе, своего долга перед отечеством — «провозглашать любви и правды чистые ученья».

План Сочинения: Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»
4.2 (84.62%) 13 votes