План сочинения: Музыка в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Музыка в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, не только фон, но и духовная атмосфера, средство передачи мыслей и чувств героя. Музыка органически входит в изображаемую писателем жизнь. Диапазон музыки у Достоевского широк — от шарманки до музыки оперной и симфонической.
  2. Музыкальный фон в романе «Преступление и наказание» неотде­лим от грязных и темных улиц Петербурга, каморок, погребков, се­рого петербургского неба и душевного состояния персонажей:

а)     уличные музыканты в «Преступлении и наказании» (дребезжание шарманки, звуки ручного органа, голос уличной и трактирной певи­цы, пьяные песни завсегдатаев погребков);

б)     музыка способствует сгущению атмосферы действия (так, трагиче­ский характер приобретает сцена безумства Катерины Ивановны, угрожающей невидимым врагам, что она пойдет на улицу с шар­манкой; в бреду умирающая Катерина Ивановна пытается припом­нить мелодию и слова любимых романсов);

в)     музыка сопровождает скитания Раскольникова по трактирам, героя влечет туда, где шум и пьяное веселье (в одном из трактиров «тень­кала гитара, пели песни и было очень весело. Раскольникова почему-то занимало пение и весь этот стук и гам там внизу…»);

г)     в снах Раскольникова звучит то же пьяное пение, крики, брань, хо­хот; в чудовищном кошмаре Раскольникова сливаются звяканье бубна, крики озверевшего владельца клячи, пьяные голоса, орущие песню;

д)     обобщенный символический смысл приобретают в романе фигуры шарманщика и уличной певицы, которые подчеркивают приз­рачность и нереальность всего происходящего в этом мрачном и без­отрадном городе («Не доходя до Сенной, на мостовой перед мелоч­ной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел ка­кой-то весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стояв­шей впереди него на тротуаре девушке лет пятнадцати. Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпе­вала романс в ожидании двухкопеечника из лавочки. Раскольников послушал, вынул пятак и положил в руку девушки. Та вдруг пре­секла пение на самой чувствительной и высокой ноте, точно отреза­ла, резко крикнула шарманщику «будет» и оба поплелись дальше, к следующей лавочке»). В целом музыка «Преступления и наказа­ния» — это крики пьяного хора, звуки балалайки и шарманки; лишь в эпилоге как символ новой жизни Раскольникова слышится вольная народная песня.

3. Безусловно, музыка в романе «Преступление и наказание» выпол­няет художественную функцию, несет не только выразительную, но и смысловую нагрузку. Она сопровождает Раскольникова в его «хождении по мукам» и знаменует обретение им надежды в финале романа.

 

Здесь искали:

  • план преступление и наказание
  • музыка в преступлении и наказании
  • Что значит Шарманка в преступлении и наказании
Опубликовано в Сочинения.