План сочинения: Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в

Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в.

I. Вступление

Петербург — столица русского государства — вызывал в писателях XIX века самые разные ассоциации, окрашивался в разные эмоциональные тона.

II. Главная часть

  1. Образ Петербурга в произведениях Пушкина («Евгений Онегин», «Полтава», «Медный всадник») сложен и неоднозна­чен. В «Евгении Онегине» он предстает, с одной стороны, каксредоточие жизни высшего света с его суетой, а с другой — как город, наполненный для автора воспоминаниями молодости. В «Полтаве» и «Медном всаднике» Петербург — это олицетворе­ние всей русской державы, ее силы и могущества; город, кото­рым можно любоваться.
  2. Для Гоголя в его «Петербургских повестях» Петербург — это прежде всего фантастический город, в котором жизнь дви­жется по каким-то своим, нелогичным законам и в котором все возможно, даже такая нелепица, как нос, сбежавший от хозяина («Нос»). Петербург — это и город чиновничества и бюрокра­тии, символ ее бесчеловечности и мертвенности («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах», эпизо­дически возникающий образ Петербурга в «Ревизоре»).
  3. Образ Петербурга в романах Достоевского («Бедные люди», «Белые ночи» и в особенности «Преступление и нака­зание») — это прежде всего среда, враждебная человеку. Не случайно литературовед Ю. Карякин назвал Петербург «со­участником и подстрекателем» преступления Раскольникова. Достоевский показывает Петербург не с парадной стороны, а со стороны убогих лачуг, трактиров, «углов», узких переулков и дворов-колодцев, создавая атмосферу, угнетающую челове­ка, давящую на психику.
  4. Петербург в романе Л. Толстого «Война и мир» — это официальная столица, средоточие всего фальшивого и неис­креннего, он враждебен русскому духу (великосветские сало­ны, придворная аристократия, императорский двор и т.п.). Пе­тербург отчетливо противопоставлен Москве как воплощению всего русского: именно образ Москвы становится в центр по­вествования об Отечественной войне, образ же Петербурга здесь отодвигается далеко на задний план.

III. Заключение

Образ Петербурга в произведениях русских писателей не­однозначен. Эмоциональная окрашенность этого образа зави­села в первую очередь от конкретных задач, которые пресле­довал тот или иной писатель.

Здесь искали:

  • образ петербурга в произведениях русской литературы
  • оргументы браз Петербурга в поэми Пушкина
  • петербург в образе русских писателей
Опубликовано в Сочинения.