План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

I. Вступление

Образ Софьи — один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что ука­зывал ещё Пушкин («Софья очерчена неясно…»).

II. Главная часть

1. Характер Софьи. Софья — девушка достаточно взрос­лая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии она предстает уже совсем не такой, какой помнит ее Чацкий. От­ношения с ним три года назад Софья называет «детской друж­бой». Теперь же Софья вышла из этого возраста, у нее своя жизнь и свое понимание людей.

2. Отношение Софьи к Молчалину. С первых же страниц мы узнаём, что Софья любит Молчалина. Эта любовь многим непонятна: Лиза сравнивает Молчалина с Чацким и отдает предпочтение последнему, Фамусов с самого начала заявляет: «Кто беден, тот тебе не пара». Главное же, что этой любви не может поверить Чацкий: «С такими чувствами, с такой душою // Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!». За что же Со­фья любит Молчалина?:

а)   про Софью можно сказать словами Пушкина: «Пора пришла, она влюбилась»;

б)  на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентименталь­ные романы: как и в них, она влюбляется в человека незамет­ного, который ей не ровня;

в)  сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем.

3. Отношение Софьи к Чацкому. Во-первых, Софья Чацко­го не любит и, вероятно, никогда всерьез не любила. Поэтому она и не чувствует себя виноватой перед ним: «Я очень ветре­но, быть может, поступила, // И знаю, и винюсь; но где же из­менила?» (первое действие). Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве му­жа. Его ум, в частности, не таков, который может «осчастли­вить семейство» (Подробнее см. план на тему «Кто умен в ко­медии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»). По всем этим причинам отношение Софьи к Чацкому становится явно отри­цательным («Ах, этот человек всегда // Причиной мне ужасно­го расстройства», «Не человек — змея!», «Унизить рад, коль­нуть, // Завистлив, горд и зол»). К концу третьего действия Софья уже психологически готова к тому, чтобы так или ина­че отомстить Чацкому. Когда подворачивается случай, она им пользуется (правда, не без колебаний) и провоцирует возник­новение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Люби­те вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?»

4. Роль Софьи в комедии весьма существенна, прежде все­го для развития конфликта и сюжетного действия. Именно ра­ди нее Чацкий приезжает в дом Фамусова, видя ее холодность, пытается понять, отчего она; в дальнейшем пытается «доз­наться», кто ей мил и т.д. Именно она наносит Чацкому и по­следний удар («Так этим вымыслом я вам еще обязан?»).

Важна роль Софьи и для постановки проблемы ума в комедии (Подробнее см. план на тему «Кто умен в комедии А.С. Гри­боедова «Горе от ума»?»).

III. Заключение

Софья — один из первых реалистических женских харак­теров в русской литературе. Поэтому ее нельзя оценить одно­значно: это не «положительная» и не «отрицательная» герои­ня, а живой человек.

Здесь искали:

  • образ софьи и его роль в комедии горе от ума
  • образ софьи в комедии горе от ума
  • горе от ума сочинение с планом
Опубликовано в Сочинения.