План сочинения: Особенности композиции романа Пушкина «Евгений Онегин»

Особенности композиции романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

I. Вступление

  1. Композиция — состав и расположение частей произве­дения (подробнее см. Словарик).
  2. Сам Пушкин определял свой роман как «собранье пест­рых глав». Композиция романа имеет свободный характер, но в то же время глубоко продумана. «Энциклопедичность» ро­мана требовала именно такого характера композиции, кото­рый позволял охватить широкий круг самых разнообразных явлений русской жизни первой четверти XIX века.

II. Главная часть

1. Важнейшей особенностью композиции пушкинского романа является соотношение между сюжетными и внесюжетными элементами (см. Словарик). Последние у Пушкина очень важны: именно они создают структуру «свободного ро­мана».

2. Разновидности внесюжетных элементов в романе:

а)  авторские отступления (см. Словарик и план на тему «Тематика и формы авторских отступлений в романе

А.С. Пушкина «Евгений Онегин»);

б)  описания устоявшегося, повторяющегося из года в год жизненного уклада (день Онегина в Петербурге и в деревне,

«привычки милой старины», жизнь семьи Лариных, описание обрядов, гаданий и проч.);

в)  описания природы в разные времена года;

г)  вставные фрагменты: письма Татьяны и Онегина, стихи Ленского, «песня девушек», эпитафии на могилах отца Татья­ны и Ленского, альбомные записи и т.п.

Внесюжетные элементы в романе Пушкина являются важ­ной композиционной особенностью и создают широкий куль­турный, бытовой и социальный фон, на котором разворачива­ется сюжет.

3. Особенность сюжетного построения романа заключает­ся в принципе противопоставления (антитезы) героев, места действия, укладов жизни и т.д.

а)    сопоставлены и противопоставлены главные герои, прежде всего Онегин и Ленский. Во-первых, оба являются не вполне типическими характерами, резко отличаясь от окру­жающего их общества. Во-вторых, Онегин и Ленский — ан­типоды: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень…», Онегин — скептик (см. план на тему «Онегин как трагический герой»), Ленский — романтик (см. план на тему «Проблема воспитания в романе «Евгений Онегин»).

Онегин — характер развивающийся и в этом смысле не- предугадываемый. Автор дает герою возможность воскреше­ния во внезапной нерассуждающей любви к Татьяне.

Ленский — характер статичный: он романтик во всем — в своих стихах, в дружбе, в любви, в самой смерти. Важно, что автор намечает два пути возможного развития героя: либо развитие поэтического таланта до степени гениальности, либо «обыкновенный удел».

б)  сопоставлены и противопоставлены главные герои Оне­гин и Татьяна.

Сходны они в том, что оба — натуры незаурядные, что и позволяет им выделить друг друга среди окружающих. Оба — характеры развивающиеся. Так, Татьяна, в отличие от Ленского, изменяется у нас на глазах: из «несмелой девочки»  она превращается в светскую даму. Но сущность ее от этого не меняется, что ясно видно из ее последней встречи с Онегиным.

Различие между Татьяной и Онегиным заключается в том, что Татьяна «русская душою», способна на самоотречение («но я другому отдана, я буду век ему верна»), совершенно свободна от эгоизма. Онегин же — «душа холодная и лени­вая», эгоистичная (см. письмо к Татьяне, в частности: «Я знаю: век уж мой измерен…»).

в)  Татьяна и Ольга — антиподы как характеры не вполне типический и типический. Ольга, по словам Белинского, пред­ставляет собой «второе издание» судьбы своей матери.

г)  Татьяна — Ленский. Оба — характеры цельные, после­довательные. Различия очевидны из вышесказанного. (См. также план на тему «Проблема воспитания в романе «Евгений Онегин»).

д)  противопоставлены в романе столичные аристократы и провинциальные помещики (См. план на тему «Уклад жизни столичного и провинциального дворянства в романс «Евгений Онегин»).

е)  Пушкин проводит в романе и ряд других сопоставле­ний: Москва и Петербург, два кабинета Онегина — в столице и в деревне; наконец, два письма, два объяснения в любви, две отповеди. Последние противопоставления делают компо­зицию произведения «зеркальной», т.е. герои меняются мес­тами.

4. Открытый финал романа — композиционное новаторст­во Пушкина, свидетельствующее о нежелании автора выно­сить оценку характеру главного героя и о стремлении под­черкнуть «текучесть» самого характера.

III. Заключение.

Композиция романа подчинена раскрытию характеров главных героев на широком фоне русской действительности начала XIX века.

Здесь искали:

  • план сочинения евгений онегин
  • СЮжет и композиция романа Пушкина Евгений онегин
  • вставные элементы в романе евгений онегин
Опубликовано в Сочинения.