План сочинения: Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого

Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого

  1. Мысли о религии, о Боге едва ли не самые потаенные и сокровенные в поэзии Заболоцкого. Начало этим размышлениям положено уже в «Столбцах».
  2. Религиозные мотивы выполняют в поэзии Заболоцкого несколько задач:

а)     библейские образы и ситуации, особенно в ранних произведениях, часто создают отдаленный фон вечности, на котором происходит поэтическое преображение жизни («Лицо коня», «Прогулка», «Школа жуков»);

б)    божественное бытие постоянно просвечивает сквозь земные собы­тия, но бывает искажено ими до неузнаваемости, часто библейские образы оттеняют хаос, в который они погружены («Время», «Тор­жество земледелия»);

в)     христианские мотивы порой составляют в поэзии Заболоцкого осно­ву не только человеческих, но и природных событий; например, со­единение природного образа реки и лика православной святой в сти­хотворении «Купальщики»:

О река, невеста, мамка,

Всех вместившая на лоне,

Ты не девка-полигамка,

Но святая на иконе!

Ты не девка-полигамка,

Но святая Парасковья,

Нас, купальщиков, встречай,

Где песок и молочай…

г)     Заболоцкий связывает природные и божественные явления. Так, че­рез дождь является Божий лик в «Поэме дождя»:

Или, когда угрюм орган,

На небе слышен барабан,

И войско туч пудов на двести Лежит вверху на каждом месте, —

Когда могучих вод поток Сшибает с ног лесного зверя, —

Самим себе еще не веря,

Мы называем: это Бог.

  1. Религиозные мотивы в творчестве Заболоцкого имеют потаенный характер. Часто это сложные, малодоступные для исследования шифры. Христианские образы присутствуют в поэзии Заболоцкого в непрямом воплощении. По определению М. Цветаевой, это «ряд не­уловимостей, которых не вообразишь».
Опубликовано в Сочинения.