План Сочинения: Спор поколений — вместе и врозь

Условия успешного выполнения работы

  • Жанр сочинения — эссе (размышление).
  • Содержание — творческая работа на публицистическую тему с использованием материалов художественной литературы в качестве аргументации собственного суждения.

Задания

  1. Выявите тему и проблему вашего рассуждения по предложенному или выбранному вами художественному тексту.

Например, формулировка темы сочинения: Любовь, доброта, совесть — нравственный стержень человека?

Значит, тема рассуждения — споры отцов и детей о любви, доброте, совести.

Проблема рассуждения: почему именно совесть, доброта, любовь составляют нравственный стержень человека? Как отвечают на этот вопрос представители разных поколений (например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»)?

  1. Определите содержание сочинения: споры отцов и детей по заявленной проблеме.
  2. Установите жанр выполнения творческой работы. Например, эссе (размышление) с использованием теоретико-литературного материала.
  3. Определите композицию вашего сочинения.

Рекомендации: композиция вашей работы должна соответствовать Я-размышлению или рассуждению, т. е. пафосом вашего рассуждения должно стать личностное отношение к предмету (проблеме) — пафос убеждения адресата, оппонента и т. д. Но! При этом необходимо дать объективную оценку мнению поколения взрослых.

Личностное рассуждение — восприятие сердцем содержания выбранных для исследования философско-нравственных категорий: добро, честь, совесть, правда жизни и др.

  1. Сформулируйте подвопросы вашего рассуждения по теме и проблеме художественного текста. Данные подвопросы — это план вашего рассуждения.

Например, подвопросы по теме:

  • Что такое «нравственный стержень»? Как его определяют «отцы»?
  • Как я, представитель молодого поколения, понимаю содержание философско-нравственной категории «совесть»?
  • Как я понимаю содержание философско-нравственной категории «любовь»?
  • Как я понимаю содержание философско-нравственной категории «доброта»?

Например, подвопросы по проблеме:

  • Нужно ли жить человеку по законам добра, любви и совести? Мнение «отцов» и «детей».
  • Что произойдет с нами, если мы откажемся от нравственных принципов жизни? Совпадают ли точки зрения «отцов» и «детей»?
  • Почему важно сохранить нравственность всем нам? Совпадают ли точки зрения «отцов» и «детей»?
  1. Задумайтесь: Как Л.Н. Толстой ответил на этот вопрос в романе-эпопее «Война и мир»? Чье мнение он подтверждает: ваше или представителей старшего поколения?

Рекомендации: в качестве аргументов своего рассуждения (о нравственном стержне человека) используйте слова, выражающие позицию автора текста (писателя, поэта, публициста).

Примечание. Позиция автора может быть заявлена в тексте:

  • непосредственно (лирические отступления, ремарки);
  • опосредованно (от лица его героев: рассказчика, повествователя, лирического героя); через подтекст (между строк).
  1. Сделайте вывод, обращаясь к вопросам, заявленным во вступлении вашего сочинения.

Рекомендации: вывод должен следовать не из последнего аргумента вашего сочинения, а стать обобщением всего вашего размышления, рассуждения над проблемным вопросом.

Возможные формулировки тем сочинений на литературную и публицистическую темы в жанре литературно-критической статьи и эссе

  1. «Жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа…» = (споры отцов и детей о нравственном и духовном совершенствовании личности).
  2. Страшная картина деградации человеческой личности (в произведениях современной литературы).
  3. Любовь, доброта, совесть — нравственный стержень человека…
  4. Проблема семьи в русской литературе.
  5. «Искать, все время искать, или душевный покой слаще»? (Тема поиска смысла жизни.)
  6. Что такое настоящая жизнь? (Тема поиска смысла жизни.)
  7. Жить по совести легко? (Проблема подмены истинных ценностей ложными.)
  8. Человек отвечает за добро и зло.
  9. Я болен временем.
  10. Судьба подростка.
  11. Что значит быть добрым и милосердным.
План Сочинения: Спор поколений — вместе и врозь
4.7 (94.55%) 11 votes