Условия успешного выполнения работы
- Жанр сочинения — анализ поэтического текста; литературно-критическая статья.
- Содержание — творческая работа логического плана на литературную тему.
Задания
- Прочитайте вариант анализа стихотворения «Поэт» М.Ю. Лермонтова.
- Выскажите свое мнение о прочитанном, ссылаясь на критерии оценивания творческой работы.
- Отредактируйте текст творческой работы, внеся необходимые поправки в форму и содержание.
- Рассмотрите текст сочинения с позиции требований к анализу поэтического текста.
4.1. Раскройте авторский замысел через выявление:
- ведущей темы;
- места произведения в творчестве художника;
- сюжета;
- ведущей проблемы;
- особенностей композиции;
- жанра произведения;
- основных образов;
- лексики;
- особенностей построения строфы.
4.2. Покажите динамику развития эстетического чувства лирического героя стихотворения через выявление:
- пафоса повествования;
- преобладающего настроения лирического героя(ев);
- изобразительных средств (метафор, метонимий, эпитетов, сравнений, аллегорий, символов и др.);
- поэтического синтаксиса (обращений, восклицаний, риторических вопросов, инверсии и др.);
- звукописи (аллитерации, ассонанса);
- размера (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);
- ритма, рифмы, способов рифмовки.
- Выразите свое отношение к прочитанному.
План сочинения
- Вступление: многие поэты касались темы назначения поэзии.
- Основная часть — утверждение (тезис) «Поэзия подобна оружию»:
- первые четыре строфы — интонация и словарь (образные средства) как способ выражения авторской мысли «после гибели хозяина кинжал не находит применения»;
- четвертая и пятая строфы — лексика «обыденности» и интонация сожаления о судьбе кинжала (роль междометия «увы»);
- первые шесть строф — об отношении лирического героя к кинжалу, превратившемуся в игрушку (роль восклицательного знака в усилении идейной значимости средств выразительности);
- восьмая и девятая строфы — идейный центр стихотворения;
- последняя строфа — призыв, подобный пушкинскому «Восстань, пророк!» (роль заключительной метафоры «ржавчина презренья»);
- обобщение, связанное с подтекстом стихотворения, — никакие «румяна» не помогут надолго скрыть истину, правду, «морщины» века.
- Заключение: вывод о традициях раскрытия темы назначения поэзии в русской литературе.
Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества.