План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова

Условия успешного выполнения работы

  • Жанр сочинения — анализ поэтического текста; литературно-критическая статья.
  • Содержание — творческая работа логического плана на литературную тему.

Задания

  1. Прочитайте вариант анализа стихотворения «Поэт» М.Ю. Лермонтова.
  2. Выскажите свое мнение о прочитанном, ссылаясь на критерии оценивания творческой работы.
  3. Отредактируйте текст творческой работы, внеся необходимые поправки в форму и содержание.
  4. Рассмотрите текст сочинения с позиции требований к анализу поэтического текста.

4.1. Раскройте авторский замысел через выявление:

  • ведущей темы;
  • места произведения в творчестве художника;
  • сюжета;
  • ведущей проблемы;
  • особенностей композиции;
  • жанра произведения;
  • основных образов;
  • лексики;
  • особенностей построения строфы.

4.2. Покажите динамику развития эстетического чувства лирического героя стихотворения через выявление:

  • пафоса повествования;
  • преобладающего настроения лирического героя(ев);
  • изобразительных средств (метафор, метонимий, эпитетов, сравнений, аллегорий, символов и др.);
  • поэтического синтаксиса (обращений, восклицаний, риторических вопросов, инверсии и др.);
  • звукописи (аллитерации, ассонанса);
  • размера (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);
  • ритма, рифмы, способов рифмовки.
  1. Выразите свое отношение к прочитанному.

План сочинения

  1. Вступление: многие поэты касались темы назначения поэзии.
  2. Основная часть — утверждение (тезис) «Поэзия подобна оружию»:
  • первые четыре строфы — интонация и словарь (образные средства) как способ выражения авторской мысли «после гибели хозяина кинжал не находит применения»;
  • четвертая и пятая строфы — лексика «обыденности» и интонация сожаления о судьбе кинжала (роль междометия «увы»);
  • первые шесть строф — об отношении лирического героя к кинжалу, превратившемуся в игрушку (роль восклицательного знака в усилении идейной значимости средств выразительности);
  • восьмая и девятая строфы — идейный центр стихотворения;
  • последняя строфа — призыв, подобный пушкинскому «Восстань, пророк!» (роль заключительной метафоры «ржавчина презренья»);
  • обобщение, связанное с подтекстом стихотворения, — никакие «румяна» не помогут надолго скрыть истину, правду, «морщины» века.
  1. Заключение: вывод о традициях раскрытия темы назначения поэзии в русской литературе.

Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества.