Условия успешного выполнения работы
- Жанр сочинения — анализ; возможно собственно рассуждение, эссе.
- Содержание — творческая работа логического плана на литературную тему; возможна творческая работа на литературную тему с привлечением материалов художественной литературы в качестве аргументации собственного суждения.
Задания
- Выявите тему и проблему вашего рассуждения, опираясь на формулировку темы сочинения.
Например, проблему исследования в сочинении «Недоумение счастья» (тема любви в рассказах И.А. Бунина) можно обозначить следующим вопросом: Почему любовь называют «недоумением счастья»?
- Выберите жанр сочинения — эссе с использованием теоретико-литературного материала.
Рекомендации: ведущим мотивом творческой работы должны стать фантазирование на тему сочинения, вариативность решения выявленной вами проблемы, подчеркнутость, но не категоричность собственного мнения.
- Определите композицию вашего сочинения.
Рекомендации: композиция вашей работы должна соответствовать ^-размышлению, для которого характерно установление причинно-следственных связей через погружение в ситуацию исследования. В процессе размышления автор углубляется мыслью в предмет своего рассуждения, устанавливает возможное, допустимое. В тексте размышления нет категоричности суждений. Формулирование вопросов происходит по типу: «почему? (причина) — для чего? (цель)»; формулирование выводов по типу: «возможно, поэтому (следствие)…»
- Сформулируйте подвопросы вашего рассуждения по теме и проблеме художественного текста.
Например, подвопросы по теме:
- Определением чего является выражение «недоумение счастья»?
- Какие еще определения любви вы знаете?
- Каково воплощение темы любви в русской литературе? = = (Как, например, воплотили эту идею Ф.И. Тютчев, А.А. Ахматова, И.А. Бунин?)
- Каковы средства воплощения темы любви как «недоумения счастья» в рассказах И.А. Бунина?
Например, подвопросы по проблеме:
- Почему любви дано такое определение И.А. Буниным — «недоумение счастья»?
- Какой художественный прием лежит в основе создания образа «недоумение счастья»?
- Как он помогает понять смысл определения любви в целом?
- Принимаете ли вы это определение любви? Если да, то почему? Если нет, то почему?
- Как И.А. Бунин ответил на вопрос «Почему любовь называют “недоумением счастья”?» в цикле рассказов «Темные аллеи»?
- Как известные вам другие писатели ответили на этот вопрос?
- Составленные подвопросы могут стать планом вашего эссе с использованием теоретико-литературных материалов.
- Повторите теоретический литературоведческий материал, обозначенный вами в теме сочинения, в Кратком справочнике теоретико-литературных понятий.
Рекомендации: помните, что при ответе необходимо обязательно использовать материалы из Краткого справочника теоретико- литературных понятий.
- Сделайте вывод, обращаясь к вопросам, заявленным во вступлении вашего сочинения.
Рекомендации: вывод должен следовать не из последнего аргумента вашего сочинения, а стать обобщением всего вашего размышления над проблемным вопросом.
Возможные формулировки тем сочинений на литературную и публицистическую темы в жанре эссе
- «Мечта о тихом уголке России…» (по прозе А.И. Солженицына) = (тема России).
- «Когда строку диктует чувство…» (по лирике Б.Л. Пастернака) = (тема назначения поэзии, поэта и поэзии).
- «Недоумение счастья» = (тема любви в рассказах И.А. Бунина).
- «Затеряться в самой нутряной России» (по произведениям А.И. Солженицына) = (тема народа).
- «Я — голос ваш, жар вашего дыханья» (по лирике А.А. Ахматовой) = (тема назначения поэзии, поэта и поэзии).