Понимание логики рассуждения

Любая учебная дисциплина требует понимания учащимися логики рассуждения. Что такое рассуждение? Представим вна­чале его структурную единицу, которая состоит из предпосылки (А), логического перехода, заключения (В).

Предпосылка, несколько логических переходов, заключение после последнего перехода составляют структуру рассуждения. Эта целостность и является предметом понимания при рассуждении.

Понимать рассуждение — это значит понимать предпосылку, заключение и путь перехода от одного к другому.

Если человек понимает предпосылку, вывод и механизм осу­ществления перехода от предпосылки к заключению (выводу), то он понимает всю целостность рассуждения.

Таким образом, понимать рассуждение — значит понимать логические переходы от предпосылки к заключению. Именно затруднения учащихся в осуществлении логических переходов и являются главной заботой учителя. Как понять, что конкретно в рассуждении не понимает школьник?

Представляем логику рассуждения в виде схемы на примере задачи по физике.

Задача. Имея график, показывающий зависимость между vи t, построй график зависимости между а и t.

При выполнении данного задания школьник должен рассуж­дать следующим образом:

—    график движения не параллелен оси времени, значит, ско­рость изменяется;

—   скорость изменяется, значит, движение ускоренное и имеет еще одну характеристику — ускорение, и т. д.

Для того чтобы выявить, где у учащегося возникает затруд­нение, ему предлагается схема, на которой уже обозначены оп­ределенные логические переходы. Школьник должен «пройти» по схеме и сформулировать вопросы, отвечая на которые, мож­но обосновать каждый логический переход. В результате полу­чится примерно следующий набор вопросов:

  1. Почему график движения не параллелен оси времени?
  2. Каков характер движения при изменении скорости?
  3. Какую еще характеристику данного движения можно вы­делить?
  4. Как определяется ускорение?
  5. Чему равно ускорение в точках А и В (две любые точки на графике)?
  6. Какова зависимость между tна!
  7. Как будет выглядеть график зависимости между ( и а?

С одной стороны, формулируя именно вопросы, а не ответы, учащемуся действительно удается понять логику рассуждения при выполнении данного задания. С другой стороны, если в ка­ком-то месте выявляется затруднение, это сразу указывает на раз­рыв в логике рассуждений.

В организации работы с данной схемой возможны варианты. Продуктивный вариант требует определенного уровня сформированности умений, в частности умения задавать вопросы. Наи­более простым является, например, вариант, когда школьники в паре просто восстанавливают логику рассуждения, то есть на первом переходе школьник фиксирует то, что изображено в конце перехода, и, добавляя «потому что», продолжает пред­ложение:

— Скорость изменяется, потому что…

— Движение является ускоренным, потому что… И т. д.

Там, где ученик не может закончить предложение, логика прерывается, следовательно, надо искать причину непонимания (или пробела в знаниях). Объяснить непонятное может напар­ник, пли учащиеся могут обратиться с конкретным вопросом к учителю.

Опубликовано в Методические рекомендации.