ПОСЛЕВКУСИЕ ПОСТМОДЕРНА. ЭТО — КАК ПОСМОТРЕТЬ

ПОСЛЕВКУСИЕ ПОСТМОДЕРНА.

ЭТО — КАК ПОСМОТРЕТЬ.

Почти все в жизни зависит от точки зрения — с этим открытием XX века не поспоришь. Объективной истины в искусстве не существует: все, что может сделать литература, — продемонстрировать и объяснить угол зрения.

Ярче всего разница отношения, с которым подступают­ся к действительности разные художественные системы, видна в изображении основополагающих понятий челове­ческого бытия: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и не­нависть.

Романтики первыми показали эти сугубо человеческие феномены через призму человеческой души: трагические разломы между полюсами проходят не где-то на небесах, а прямо в личности. Реалисты скрупулезно исследовали: откуда, как, почему и что переплавляется в характере героя в добро или зло, откуда вырастает любовь и как воспитыва­ется ненависть. Модернисты открыли: не всякий раз, когда мы хотим сознательно воздействовать на действительность, открывая дорогу добру или искореняя зло, мы в состоянии управлять миром, действительностью и даже собой — боль­шинство мировоззренческих констант никак не зависят от человеческой воли и желаний. Постмодернисты посмея­лись над всем.

Умирающий герой романтической поэмы — всегда вызывает горячее читательское сочувствие и глубокое писательское сожаление. Умирающий герой реалистиче­ского романа — рождает новые онтологические открытия в вопросах смысла жизни и осознанности бытия. Умираю­щий персонаж модернистских фантасмагорий — еще одно подтверждение стихийной, не управляемой природы враж­дебной действительности. Как бы то ни было, смерть — это событие нерядовое, достойное самого пристального внимания и изучения. Постмодернисту же смерть попро­сту смешна — чья бы она ни была. Это может быть смех скептический, саркастический, циничный, или — в случае с великими европейскими гуманистами, начинавшими постмодерн как глобальный содержательный экспери­мент — профессиональный, хирургический, но никогда смерть или жизнь, предательство или любовь не вызовут у писателя-постмодерниста священного трепета.

Потому что все на земле существует лишь постольку, поскольку кто-то на это смотрит под каким-то определен­ным углом зрения.