Проблема «футлярности» в рассказах Чехова.

Проблема «футлярности» в рассказах А. П. Чехова. (С опорой на анализ произведения)

Начните сочинение с мысли о том, что проблема «футлярности» жизни — одна из сквозных в творчестве А. П. Чехова. Но наиболее ярко она раскрывается в трёх произведениях, написанных в 1898 году: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Вы можете построить своё рассуждение на примере одного или двух рассказов либо прокомментировать все три указанных текста.

Проблема «футлярности» решается в первом произведении в сатирической манере. Автор с юмором рисует учителя древних языков Беликова, для которого футляр становится не только предметом, оберегающим вещь, но метафорой жизни. Описание Беликова и его одержимость всё помещать в футляр приобретают почти гротесковый характер. Образ футляра движется от бытовых вещей, предметов домашнего обихода, набирает силу и превращается в «футлярный» образ мыслей. Создаётся образ человека, ведущего «футлярное» существование, отгородившегося наглухо от жизни.

Стремление уложить жизнь в циркуляры и распоряжения приобретает угнетающий характер, а фраза «как бы чего не вышло» становится жизненным кредо героя.


Беликов умирает после нелепого случая, произошедшего с ним. На кладбище все замечают, что «когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!» Образ гроба как страшное материальное выражение футляра становится в рассказе символической формой проявления омертвления жизни. Умер Беликов, а «беликовщина» осталась в душах людей: «Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше

недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещённая циркулярно, но и не разрешённая вполне; не стала лучше». И рассказчик Буркин приходит к выводу: таких людей в футляре много.

Прокомментируйте, как во втором и третьем рассказах раскрывается проблема «футлярности». В «Крыжовнике» речь идёт о человеческой жизни, втиснутой, как в футляр, в мечту о собственном именье со своим крыжовником, а в рассказе «О любви» — о чувстве, погубленном боязнью перемен, привычными представлениями о грехе и добродетели.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Проблема «футлярности» в рассказах Чехова.
4.8 (96%) 10 votes