Проблема «отцов и детей» в драматургии XX века

Проблема «отцов и детей» в драматургии XX века. (На примере одного-двух произведений)

Проблема «отцов и детей» по-особому раскрывается в пьесе А. В. Вампилова «Старший сын». В контексте этой проблемы решается конфликт между двумя нравственными системами: цинизмом, равнодушием и душевной щедростью, любовью.

Завязка сюжета необычна. Двух юношей — студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семёна Севастьянова) — случай свёл с семьёй Сарафановых. Молодые люди опаздывают на электричку. Чтобы найти ночлег, они решают позвонить в незнакомую квартиру и, как предлагает Сильва, придумывают историю, что Бусыгин — старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.

Казалось бы, именно эта авантюрная ситуация должна стать основой конфликта и главной проблемой. Но незадачливые герои становятся свидетелями сложных отношений отца с детьми. Искренность, доброта старшего Сарафанова сталкиваются с эгоизмом сына Васеньки и практичностью дочери Нины. В монологах и поступках главы семейства проявляется мягкий характер. Он всё принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушёл из театра, признаёт «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы (аргументируйте эту мысль примерами из текста).

Обратите внимание на то, что проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первоначальное название «Предместье» на «Старший сын». Главная мысль в решении проблемы отцов и детей: быть родными по духу — это больше, чем по рождению.

Заглавие пьесы «Старший сын» отражает суть истории: главный герой — Володя Бусыгин — оправдал случайно взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих детей без матери, бросившей семью.

Одинокий Андрей Григорьевич привязывается к «старшему сыну». Бусыгин же, выросший без отца, тоже тянется к доброму, славному, не очень счастливому Сарафанову. Финал пьесы благополучен. Володя честно признаётся, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удаётся уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частью этой семьи, частью доброго, искреннего мира.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.