Проблема слова Контент

Контент

Нельзя сказать, что слово контент особенно необходимо. По крайней мере, в качестве замены русскому содержанию. Например: «Научитесь жаловаться на недопустимый контент в Сети» (журнал «Домашний очаг»),«.. .обсуждают ситуацию, согласно которой контент сайта газеты станет платным» (газе­та «Южная столица»), «Контент переписки остался засекре­ченным» («Российская газета») и т. д. Нельзя ли по-русски? Ведь во всех приведенных примерах мы, наверное, могли бы, используя общепонятные исконно русские слова, сказать: со­держание публикаций в Сети, содержание сайта (или доступ к публикациям на сайте), содержание переписки.

Использование нового слова контент, возможно, оправданно лишь в некоторых специальных контекстах. Компьютер – это средство обработки цифровой информации. И под цифровой информацией понимается нечто очень широкое.

Побольшому счету, это поток символов (нулей и единиц), который на поверку может оказаться чем угодно: текстом, зву­ком, изображением. И применительно к этой ситуации слово контент, возможно, оказывается удачным. В этих случаях контент – это «то, что содержится», но никак не содер-жание. Контент – это скорее «начинка», рассматриваемая в очень обобщенном плане, глазами специалиста, который постоянно имеет с ней дело и свыкся с ее обилием. В силу этого контент – не просто начинка, а начинка, которая уже не переваривается.

И, честно говоря, в этом слове кроется некоторое пре­небрежение, которое закономерно вырастает из чисто технического подхода. Не важно, каков контент, – важ­но, что кодек его обрабатывает, а браузер отображает. И качество информации, которая рассматривается как кон­тент, не важно: она может быть и ценной, и бесполезной, и качественной, и не очень… Главное, чтобы что-то было. Это позиция библиотекаря, который живет среди книг, но уже давно их не читает. Зачем? Любая книга – всего лишь «много букв».

Профессионалу – простительно. Его вынуждают к этому обстоятельства. Он стоит на конвейере. Но стоит ли нам во всем уподобляться профессионалам? Ведь для того, кто им не является, такое отношение – это уже не вы­нужденная необходимость, а безразличие, цинизм. Зачем же нам всем подхватывать и выражать подспудную уста­лость?