Прощание с матерой проблема экологии

Размышления над экологическим аспектом воздействия человека на природу

В повести описаны события 50-60-х гг. прошлого века, когда река Ангара, приток Енисея, перегораживалась плотиной Братской ГЭС, а водные массы реки сбрасывались в котлован рукотворного моря. Под затоплением оказывались десятки на­селённых пунктов с домами жителей, школами и больницами. И нужно было эту инфраструктуру насильственно уничтожить, чтобы расчистить ложе для гигантского водохранилища. Под толщей воды скрывались леса, плодородные земли с огородами, полями, пастбищами. Страдала не только природа, но без вины виноватыми оказывались люди.

Действие происходит в деревне на острове, расположенном на середине реки Ангары. И деревня, и остров называются оди­наково — Матёра. Если обратиться к словарю, то слова «мать» и «Матёра» имеют общность в значениях корня: в нём звучит материнское, созидающее начало.

Земля Матёры — это часть России, деревня на юго-востоке Сибири. Таков казённо-административный смысл этого слова. Второй его смысл обозначает понятие «земля» как почва — в са­мом конкретном образе. Земля, поливаемая дождями и согре­тая живительными лучами солнца, зимой засыпанная снегом, а летом радующая людей щедрыми урожаями, она бесконечно дорога тем, кто на ней живёт в трудах, горе и радости. И земля эта — фундамент, основа жизни сельчан. На ней стоят их дома, созревает вовремя нужный овощ на огородах, плодится скот, а на совхозной ниве доходят до кондиции и зерновые культуры, и обильные травы. Остров всего в пять километров длиной, но и природа, и люди постарались всё здесь выстроить «по уму», исходя из практической надобности и опыта многих поколений. И вскоре эта благодатная земля скроется под толщей воды и, безмолвная, замрёт там навеки.

Теперь же перед жителями Матёры встаёт задача пере­селения с обжитого, привычного места в иные — в посёлок, где базируется леспромхоз, или в город. Да, жители Матёры соглашаются с новыми нормами жизни, которые в сущности навязываются им сверху — и политикой партии и государства, и местным начальством разных уровней.

Действительно, народу, обществу очень нужна электроэнер­гия, вырабатываемая гигантской Братской ГЭС. И технический прогресс шагает по свету семимильными шагами. Сработанные на славу новые машины и механизмы назавтра устаревают, и люди стараются совершенствовать сделанные или изобрести новые. И в этой бешеной гонке, в безудержном стремлении идти в ногу с техническим прогрессом далеко не всегда побеждают люди. Машины «скоро бегают, да много загребают». «Оне с вас все жилы вытянут… Уже не до себя, не до человека», — говорит мудрая старуха Дарья.

Переселение в новые места всколыхнуло не только быт, но и сознание людей, высветило те истины, которые им были хо­рошо известны, но о них не думали и не говорили: не нужно было. Вот и выясняется, что настроения и планы у представите­лей трёх поколений: старшего, среднего и младшего — разные. Старуха Дарья и её сверстники, старики и старухи, смолоду в ко­лее так называемого исторического процесса. Они, вовлечён­ные в коллективизацию, честно трудились в своём островном совхозе, многие проводили на войну сыновей и не дождались их обратно. Но жизнь продолжалась, и старшие как могли, своим опытом и знанием жизни помогали семьям, теперь уже среднему и младшему поколениям: устраивали быт, возились с ребятнёй, смотрели за огородами и живностью. Потерять при­обретённые, наработанные ценности, потерять землю — это становится для них подлинной трагедией.

Вот и рассказывает старуха притчу-аллегорию «про семь бра­тов»: они имели одну кобылу, которая на всех семерых пахала, а они её продали «за рупь двадцать» бродячему цыгану. Дарья и её сверстники «из Матёры выросли», и в потере родной земли она винит не только правительство с его директивами, а целое поколение более молодых, которые идут вслед за старшими. «А вы-то какие? Вы почто так делаете? Эта земля всем принад­лежит — кто до нас был и кто после нас придёт».

Сын Дарьи Павел — степенный, работящий мужик, он ис­правно трудится в леспромхозе на материке, он с семьёй живёт в новом посёлке, но родительский дом не забывает: помогает старой матери пережить потери и утраты, занимается хозяй­ством. Младший же из семьи, внук Дарьи Андрей, недавно от­служивший в армии, полон молодых сил и желания свернуть горы. Что ему леспромхозовский посёлок или город с заводами и рабочими местами? Ему нужно непременно трудиться на пе­реднем крае, где возводится одно из величайших технических сооружений века — ГЭС. Но, когда бабка Дарья попросила внука скосить деляну для сена корове, оказалось, что он позабыл, как это делается.

А как же чувствуют себя люди, жители Матёры, и иные, пришлые? Человек заморочен и растерян, у него нет уве­ренности в завтрашнем дне. Кто поможет ему обрести веру в себя? Будет ли он счастлив в будущем? Этими или похожими вопросами задаются крестьяне, жители Матёры, хозяева разо­ряемых и гибнущих домов. И земля гибнет, потому что её «понужают».

Вот и мечется ровесник Павла Петруха, неглупый, одарённый от природы мужик, но растерявший и свои таланты, и привычку к оседлой трудовой жизни. Он же одним из первых поджигает свой дом, сработанный собственными руками, самый красивый в деревне.

В повести поднята тема совести. Герои повести видят в ней одну из главных жизненных ценностей. Они, люди с чистой со­вестью, чувствуя свою правоту, уживутся, привыкнут к новым условиям и перевезут на новую землю упрямых стариков.

Один из самых таинственных образов в повести — образ некого зверя, хозяина острова, вездесущего и всевидящего. Именно он берёг покой и уклад жизни местных людей. Повесть заканчивается тем, что последние, не переселённые из деревни старики слышат его полный тоски и отчаяния вой. Деталь многозначительная: у людей от сердца отрывают ценности, ко­торые до этих пор наполняли их жизнь богатым содержанием и правильным смыслом.

Здесь искали:

  • прощание с матерой проблема экологии
  • прощание с матерой экологическая проблема
  • вопрос экологиии в прощание с матерой
Опубликовано в Сочинения.