Прощание с матерой проблема повести

Размышления над эстетическим аспектом

Эстетика всегда рассматривала понятие прекрасного и его значение в жизни людей. Созидающее, прекрасное, и негатив­ное, разрушающее, — эти начала всегда присутствуют в жизни и отдельного человека, и всего общества. С этих позиций автор показывает судьбу островной деревни Матёры, которая должна подвергнуться затоплению и стать дном искусственно созда­ваемого Братского моря.

Матёра — для деревенских жителей «родная, самой судьбой назначенная земля».

И природа всегда жила в согласии с людьми. Поля и ого­роды давали обильные урожаи, луга — сено скоту, леса — свои дары летом и осенью. Молодежь веселилась на просторе за деревней.

Но черты трагедии из-за вынужденного переселения людей виделись всё отчётливее. Люди семьями покидали Матёру, осваивая новый быт и иную работу. В деревне оставались лишь самые старые, но ещё в силе, люди, которые должны были за­вершить множество начатых дел: подготовить к отправке за реку наработанное за годы имущество, убрать урожай, присмо­треть за ребятнёй.

Но привычный миропорядок рушился. Следы упадка можно было видеть всюду. Мёртво застыли окна в опустевших до­мах, хлопали ворота, покосились заборы, неприютно и голо смотрелись стены в брошенных жилищах. Образ покинутого, разоряемого дома с горечью и болью автор описывает в финале повести: шесть сиротливо «сгрудившихся в кучу, сцепившихся неразлучно избёнок» закончат эпопею Матёры.

А как в этих условиях вели себя люди? Они оказались на перепутье: в состоянии тревоги, растерянности, неуверенности в завтрашнем дне.

Насильственное, по директивам сверху, уничтожение и при­роды, и материальных ценностей становилось всеобщей тра­гедией.

Вся деревня остро, как говорят, в штыки восприняла уни­чтожение кладбища: из сердца не вырвать память об ушедших дорогих и близких.

И всё же остались в жизни односельчан и горькие радости, и грустные праздники.

Собрались жители Матёры, деревенские и из посёлка, на се­нокос: нужно было заготовить сено и перевезти его для скота на подворья в новые усадьбы. Прибыли и давно уехавшие для того, чтобы повидаться с земляками и отвести душу в знакомой ра­боте. После трудов, возвращаясь с лугов дружной толпой, пели хором. Людей объединяли и радость встреч с друзьями юности, и общий труд, и знакомая песня.

У деревенских людей свои эстетические подходы в оценке нравственных качеств, поведения и даже внешности людей. Безоговорочно осуждаются суетность, неумение держать слово, нелюбовь к труду. Городские женщины не по сердцу старухам: очень взбалмошны и любят пускать пыль в глаза. Осмеян Петруха, мужик талантливый, но крайне легкомыс­ленный. Ведь он мечется по свету в поисках славы и лёгких денег. Жизненная история его является настолько же инте­ресной, насколько странной и в чём-то нелепой. Построенный собственными руками хозяина, где особенно красивы резные наличники на окнах, его дом становится «собственностью Ак. наук», памятником деревянного зодчества. Петруха был рад и горд. Но эта самая «Ак. наук» заплатила за дом лишь половину денег, вторую половину заплатить не удосужилась. И перед великим затоплением Петруха собственными руками поджёг дом, своё детище, к которому успел прирасти сердцем. Человек задиристый, он приискал для себя поговорку, которой охотно пользовался: «Извини-подвинься». Жизнь «подвинула» его самого.

Свои истории и биографии есть и в природе. За деревней, на просторе, росла огромная лиственница, «листвень». С годами дерево, со стволом не в обхват, приобрело прочность литого ме­талла, и никакие «поджогчики» и разрушители не в силах были его уничтожить. Так и суждено было ему, непокорённому, уйти на дно моря. И деревья умирают стоя.

Вывод. Жители деревни, её главная ценность, — это тру­женики и подвижники. Они создают тот миропорядок, на ко­тором стояла и стоять будет русская земля. И несломленный «листвень», могучее дерево, — символ жизнестойкости и людей, и природы.

Здесь искали:

  • прощание с матерой проблемы не поправимые ошибки
  • сочинение на лингвистическую тему прощание с матерой про лиственницу
  • матера подверглась
Опубликовано в Сочинения.