Раскройте художественные особенности духовной поэзии Пуш­кина

Раскройте художественные особенности духовной поэзии А. С. Пуш­кина.

Приступая к рассмотрению заявленной проблемы, подчеркните, что в православии А. С. Пушкин ищет духовную опору, высшую свобо­ду. К Всевышнему поэт обращается через молитву, желая укрепить свои нравственные силы, обуздать греховные страсти, найти пути покаяния и просветления. Будучи частью христианского мира, земным человеком, герой А. С. Пушкина одержим страстями, пороками, жаждой славы. Вме­сте с тем он жаждет искупления, обретая с ним дар мудрости.

Укажите многочисленные примеры духовной поэзии А. С. Пушкина. Это стихотворения «Вечерня отошла давно…» (1821), «Люблю ваш су­мрак неизвестный…» (1822), «Ангел» («В дверях эдема…») (1827), «Эпи­тафия сыну декабриста С. Волконского» (1827), «Воспоминание» (1828), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Ещё одной высокой важной песни…» (1829), «Стансы митр. Филарету» (1830), «Заклинание» (1830), «Для бере­гов отчизны дальней…» (1830), «Юдифь» (1832), «Напрасно я бегу к сион­ским высотам…» (1833), «Странник (из Буньяна)» (1834), «Когда великое свершилось торжество…» (1836), «Молитва» («Отцы-пустынники и жёны непорочны…») (1836) и др.

Выражая читательскую точку зрения, уточните, что существуют раз­нообразные мнения исследователей относительно религиозности автора «Евгения Онегина». Можно спорить и об «уроках атеизма», которые брал поэт у Гёте и Шекспира, и о христианской святости его произведений. Но одно бесспорно — то, что А. С. Пушкин является автором «Пророка» и «Подражания Корану», а, следовательно, его лирический гений не мо­жет рассматриваться вне духовной поэтической линии. В стихотворениях «Демон» и «Свободы сеятель пустынный…» отразился внутренний кри­зис мировоззрения поэта, ощутившего трагизм безверия. Пушкин изучал жития святых, Библию, а Евангелие считал исполненным божественного красноречия.

Аргументируя свой ответ, укажите, что стихотворение «Подражания Корану» (1824), состоящее из девяти отдельных глав, А. С. Пушкин посвя­тил Прасковье Александровне Осиповой. Написанное во время Михай­ловской ссылки, произведение «И путник усталый на бога роптал…» (IX часть) представляет собой свободное развитие нескольких строк второй суры Корана: «Или как тот, кто проходил мимо селения, а оно было раз­рушено до основания. Он сказал: «Как оживит это Аллах, после того как оно умерло?» И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил. Он ска­зал: «Сколько ты пробыл?» Тот сказал: «Пробыл я день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет! И посмотри на твою пищу и питьё, оно не испортилось. И посмотри на своего осла — для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для людей, — посмотри на кости, как Мы их поднимаем, а потом одеваем мясом». И когда стало ему ясно, он сказал: «Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью!»

А в описании воскрешения поэт использует 37-ю главу библейской книги пророка Иезекииля, подчёркивая тем самым известное духовное родство двух священных книг:

И чудо в пустыне тогда совершилось:

Минувшее в новой красе оживилось;

Вновь зыблется пальма тенистой главой;

Вновь кладязь наполнен прохладой и мглой.

И ветхие кости ослицы встают,

И телом оделись, и рёв издают;

И чувствует путник и силу, и радость;

В крови заиграла воскресшая младость;

Святые восторги наполнили грудь:

И с Богом он дале пускается в путь.

Так чудо возрожденья объединяет всё живое в согласный гармониче­ский мир.

Подчеркните, что «Пророк» (1826), бесспорно, является шедевром религиозной лирики А. С. Пушкина. В нём нашла отражение вера поэ­та в своё высокое предназначение: исполнившись Божественной волей, «глаголом жечь сердца людей». Превращение простого человека в проро­ка становится метафорой духовного преображения. Призыв к очищению, обретению гармонии мира является творческим заветом создателя стихо­творения.

Отметьте, что духовно-религиозные настроения нашли отражение в зрелом творчестве поэта. Стихотворение «Отцы пустынники и жёны непорочны…» (1836) является лирическим переложением молитвы Е. Си­рина, которую принято читать в дни Великого поста:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.

Рассмотрите, как через таинство Великого поста страждущий может приобщиться к святости Христа, к Его мукам. Дух смирения, терпения и всемирной любви помогает обрести прощение, раскаяться в личных гре­хах и помолиться за спасение своих ближних. Так начинается путь к Вели­кому Воскресению Христову — Пасхе.

Обобщая сказанное, укажите, что неоспорима связь нравственного сознания поэта с христианской идеей соборности. В стихотворении «Два отрывка» выражено чувство религиозного гуманизма Пушкина:

По воле Бога самого Самостоянье человека,

Залог величия его…

Животворящая святыня!

Земля была без них мертва,

Без них наш тесный мир — пустыня,

Душа — алтарь без божества.

Здесь искали:

  • стих пушкина люблю ваш сумрак неизвестный средства выразительности
  • анализ стиха люблю ваш сумрак неизвестный
  • художественые особености пушкин поэт
Опубликовано в Сочинения.