Разделяете ли вы мнение Ивлевой о том, что Шарлотта — «са­мый загадочный образ в последней комедии Чехова»?

Разделяете ли вы мнение Т. Г. Ивлевой о том, что Шарлотта — «са­мый загадочный образ в последней комедии Чехова»?

Приступая к ответу на вопрос, вспомните авторскую оценку, данную в письме О. Л. Книппер-Чеховой: « Это лучшая роль…»

Покажите, почему эпизодический по своему месту в списке действую­щих лиц персонаж приобретает необыкновенную важность для автора. Выявите, как подчёркивается сценическая значимость этого образа. От­метьте, что каждое из немногочисленных появлений Шарлотты сопрово­ждается развёрнутым комментарием (внешний облик, поступки и т.д.), все её реплики и поступки кажутся неожиданными и не мотивированы внешней логикой той или иной ситуации и т.д. Сделайте промежуточный вывод о сфокусированности авторского внимания на этом персонаже.

Далее объясните, какими способами создаётся эффект смысловой и художественной загадочности образа Шарлотты. Отметьте, что данный персонаж характеризуется абсолютной «размытостью» индивидуальных примет: неизвестен возраст («У меня нег настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне всё кажется, что я молоденькая»); неизвестна на­циональность («И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить»); ничего не известно о происхожде­нии и генеалогическом древе («Кто мои родители, может, они и не венча­лись… не знаю»).

Рассмотрите ещё одну деталь художественной концепции персонажа: в одежде Шарлотты присутствуют мужские и женские атрибуты («в белом платье» — «в старой фуражке… сняла с плеч ружьё и поправляет пряж­ку на ремне»), а в имени сочетаются европейские и русские компоненты (Шарлотта Ивановна).

Установите, что профессия Шарлотты оказывается случайной и ненужной, одиночество среди остальных людей доходит до предельной степени («Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет»). Абсо­лютная свобода от условностей, налагаемых на человека обществом, под­чиняют поведение лишь собственным внутренним импульсам.

Подводя итоги своим наблюдениям, согласитесь с мнением исследо­вателя. Создавая эффект «загадочности», автор концентрирует внимание читателя и зрителя на образе Шарлотты и инициирует стремление читате­ля постигнуть суть этого образа, вовлекая тем самым и читателя, и зрителя в процесс «сотворчества».

Опубликовано в Сочинения.