Разделяете ли вы убеждение Неустроева о том, что «Очаро­ванный странник» Лескова представляет собой полижанровое литера­турное произведение?

Разделяете ли вы убеждение Д. В. Неустроева о том, что «Очаро­ванный странник» Н. С. Лескова представляет собой полижанровое литера­турное произведение?

Формируя развёрнутое суждение, вспомните бытующее в литерату­роведении мнение, согласно которому жанр «Очарованного странника» не имеет точного определения и может быть представлен различными тер­минами («повесть», «хроника», поэма», «роман», «новелла» и др.).

Исследуйте жанровую природу «Очарованного странника» и пред­ставьте систему доказательств, свидетельствующих о том, что сочинение Н. С. Лескова не укладывается в традиционную систему жанров.

Отметьте хроникальную «ленточную» композицию, покажите веду­щую роль житийной традиции, объясните, что сказ как художественная доминанта и особая форма прозаического повествования позволяет гово­рить о полижанровой структуре произведения.

Охарактеризуйте специфику сказа, который представляет собой сложную коммуникативную систему, состоящую из двух адресантов (ав­тор и рассказчик) и двух адресатов (читатели и слушатели) с установкой на чужую устную речь.

Объясните, что природа жанра проявляется и в сюжетно-композици­онной организации текста с её пространственно-временной спецификой. Представьте один из ключевых композиционных приёмов — антитезис. Покажите, что в жизни главного героя эпизоды перемежаются по прин­ципу «устойчивая жизнь — бегство», «праведная жизнь — неправедная жизнь», «свобода — несвобода». Таким образом, «Очарованный странник» строится на чередовании испытания и странствия.

В заключении согласитесь с мнением исследователя о том, что «Оча­рованный странник», уходящий своими корнями в библейские тексты, устное народное творчество, древнерусскую литературу и опирающийся на традицию сказовой прозы XIX века, представляет собой сложное полижанровое образование.

Опубликовано в Сочинения.