Рифма — Определение, виды рифм

Основные классификации

По месту ударения:

  • Мужская (с ударением на последнем слоге):

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал… (А.С. Пушкин)

  • Женская (с ударением на предпоследнем слоге):

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… (М.Ю. Лермонтов)

  • Дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге): Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную. (М.Ю. Лермонтов)

  • Гипердактилическая (с ударением на четвертом и далее от конца слоге):

… опять кряхтят они: любят ямбы редактора лающиеся.

А попробуй
в ямб

пойди и запихни

какое-нибудь слово, например, «млекопитающееся»… (В.В. Маяковский)

По расположению в строфе:

  • Смежная (парная, зарифмованы две соседние строки — aabb): Ворон к ворону летит.

Ворон ворону кричит Ворон! где 6 нам отобедать?

Как бы нам о том проведать? (А.С. Пушкин)

  • Перекрестная (рифма идет через строчку — abab):

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу. (С.А. Есенин)

  • Кольцевая (опоясывающая, две соседние зарифмованные строчки охвачены двумя другими зарифмованными строчками — abba):

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине. (А.А. Фет)

  • Тернарная (система тройной рифмовки в шестистишной строфе по схеме aab ccb):

Нет, не жди ты песни страстной.

Эти звуки — бред неясный.

Томный звук струны;

Но, полны тоскливой муки,

Навевают эти звуки Ласковые сны. (А.А. Фет)

По звучанию:

  • Точная (совпадают конечный ударный гласный и все следующие за ним звуки: «тобою — рукою»),
  • Ассонанс (совпадают гласные при частичном несовпадении согласных «облако — около»),
  • Диссонанс (совпадают согласные (полностью или частично), но различны ударные гласные «страстный — грозный»).