Русская земля в «Слове о полку Игореве»

Русская земля в «Слове о полку Игореве».

«Слово» описывает события похода князя Игоря на Поло­вецкую землю в 1185 г. Это было смутное время феодальной раздробленности, внутренних раздоров (князья враждовали друг с другом), кровопролитных сражений с внешними вра­гами.

На юге, на территории русских земель, Киевской Руси посто­янно угрожали половцы, кочевые воинственные племена. Автор «Слова о полку Игореве» прекрасно знал историю своей много­страдальной родины. Это произведение не только о неудавшегося походе на половцев князя Игоря, Святослава Олеговича и младших княжичей. Это произведение о Руси XII в., об одном из очень важных исторических моментов, переживаемых авто­ром и его современниками.

Русская земля богата и благодатна. Главные ценности её — прежде всего люди, те, которыми автор восхищается и которые создают славную историю будущего Русского государства. Яр­кие личности.

Вместе с тем это и близкие Игорю люди, его родные и друзья, его соратники по боевым делам. Автор описывает дружинников князя курского Всеволода, которые «под трубами взлелеяны», «с конца копья вскормлены», которые идут «путями незнаемыми», ища себе чести, а князю славы.

Автор также рисует образы нежных и любящих жён князей Игоря и Всеволода, княгинь Ярославны и Глебовны.

С именем своей жены на устах идёт в битву Всеволод, хра­брец, «буй-тур»; ему дороги её «свычаи и обычаи» (её привязан­ности и привычки). А когда Игорь попадает в плен, когда убиты сотни русских дружинников на бранном поле, то вся земля русская стонет и рыдает от понесённых потерь. «Дева-обида» расплескала, словно белая лебедь крылья, горечь и слёзы по русской земле. И в первую очередь оплакивают своих близких их жёны, дочери и невесты, называя их «ладами» («милыми»).

А Игорь, взятый в плен половцами, вызволен не только Овлуром. Плач жены Игоря Ярославны «на забрале», городской стене в Новгороде, звучит так жалобно и призывно. Именно этот плач, мольба, помогли Игорю найти силы для побега. Ярославна на­зывает Игоря «милым мужем», умоляет силы природы: солнце, ветер и Днепр — помочь ему.

Суровы и мужественны русские князья Игорь, Всеволод, Свя­тослав Ольгович, а также молодое поколение — княжичи, сын и племянник. Это настоящие воины, «четыре солнца», люди, которые берут на себя ответственность и за свои судьбы, и за судьбы своих воинов-дружинников, и за судьбы оставшихся дома близких людей.

Но их торопливость, их честолюбие послужили причиной неудачи в походе. Игорь и Всеволод намерены и славу преж­них походов себе присвоить, и новую славу только себе при­писать.

Действительно, феодальная раздробленность, эгоизм и не­согласованные действия князей, бесконечные военные кон­фликты становились причинами разорения Руси.

От разобщённости князей гибнет русская земля. Эта идея просматривается в «золотом слове» (монологе) князя Святос­лава. Именно киевский князь Святослав, сильный, мудрый, во­левой, упрекает своих младших сподвижников в том, что они своими раздорами разорили Русь.

Когда же Игорь освобождается из плена, Русь ликует, все люди славят князя, видя в нём надежду на возрождение Руси.

Образ Русской земли как родового гнезда, дорогого для ге­роев домашнего очага, часто встречается в повествовании.

Когда дружина Игоря всё более удаляется от дома, печали воинов нет границ. «О русская земля, ты уже за холмом!» В этих словах — чувства князя и его дружинников, оставляющих род­ной дом для поисков чести и славы.

Природа — очень яркий и выразительный образ в повести. Она, живая, вместе с героями повести печалится и радуется, она их союзник. Именно природа предупреждает Игоря об опасно­сти (затмение солнца); бескрайние степи впитали в себя кровь павших русских воинов, а ветер высушил их кости. Опустив­шаяся на землю ночь помогает Игорю бежать из плена.

По пути домой необозримые зелёные степи, шумные ду­бравы, прозрачные реки сопутствуют герою, делают его воз­вращение счастливым.

«Слово» заканчивается настоящим гимном, здравицей в честь князя Игоря и всей Русской земли.