Сатирическое изображение поместного дворянства в русской литературе

Сатирическое изображение поместного дворянства в русской литературе. (На примере одного-двух произведений)

Начните своё сочинение с мысли о том, что русской классической литературе присуща сатира на различные группы общества. Сатирическим пафосом проникнуты произведения, высмеивающие быт обывателей, чиновников, разночинцев. Не исключением в этом ряду становятся дворяне — сословие, неоднократно становившееся предметом насмешек.

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, в которой автор изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.

Рассмотрите центральные образы пьесы: поместные дворяне Проста- ковы-Скотинины. Обратите внимание на говорящие фамилии как одно из средств комического. Далее рассмотрите героев пьесы, обращая внимания на тот порок, который Д. И. Фонвизин хочет высветить благодаря своей блестящей сатире.

Госпожа Простакова — центральный персонаж пьесы. Эго образ столбовой дворянки-самодурши. Она управляет хозяйством, бьёт мужа, держит в ужасе дворовых, неволит сына Митрофана. Её власть абсолютна, подобно власти царицы. Главные её черты — корысть, недалёкость и извращённое чадолюбие. Основным средством создания образа Простаковой становится речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от того, с кем она говорит, и от ситуации. Со слугами она обращается как с собаками, к Митрофану — с нежностью, перед вышестоящими заискивает. Когда вымаливает себе прощение, её язык близок к народной речи.

Господин Простаков ничего не может противопоставить своей жене. Он безволен, полностью подчинён супруге, боится её. Образ совершенно невзрачный, скорее вызывающий жалость и сочувствие.

Подробно рассмотрите образ Митрофанушки. Вспомните, что слово «недоросль» до пьесы Д. И. Фонвизина не носило негативной коннотации. После выхода пьесы оно стало нарицательным. Недоросль Митрофанушка в трёх смыслах: духовном, физическом и гражданском. Бездельник, залюбленный матерью, невежа и грубиян. Автор объясняет такое поведение героя избыточной любовью со стороны матери и дурным воспитанием дворянских детей XVIII века.

Рассмотрите также образ Скотинина, не лишённый черт «русского дворянина», которыми своих героев потом наделят и А. С. Пушкин, и Н. В. Гоголь. Вспомните его увлечение свиньями. Поразмышляйте о том, что человек для Скотинина ничего не стоит по сравнению с животным. Схожие черты позже мы увидим в образе того же Ноздрёва из «Мёртвых душ». Рассматривая образы главных героев, не забывайте приводить примеры.

В заключении сделайте вывод о том, каким предстаёт дворянское сословие в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Сатирическое изображение поместного дворянства в русской литературе
4 (80%) 15 votes