Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение

Существует несколько систем стихосложения: силлаби­ческая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произволь­ном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в рус­ском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII  в. Тоническая система была развита в устной поэзии, а в литературе к ней впервые обратился Маяковский:

Если ж с часами плохо,

Мала календарная мера,

Мы говорим — «эпоха»,

Мы говорим — «эра».

Здесь в каждой строчке по три ударения, но в первой семь слогов, во второй — девять, в третьей — семь, в четвертой — шесть.

Наибольшее развитие в русском стихе получила силлабо-тоническая система. Стройность, ритмичность достигаются в ней правильным чередованием ударных и безударных слогов.

В  силлабо-тонической системе различаются пять основных размеров стоп, в зависимости от того, в каком порядке чере­дуются ударные и безударные слоги. Хорей — двухсложная попа с ударением на 1-м слоге. Ударение в строке па­дает на первый, третий, пятый и т.д. слоги:

О, не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана!

(В. А. Жуковский)

Ямб — двухсложная стопа с ударением на 2-м слоге. Ударение падает на второй, четвертый, шестой и т.д. слоги;

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

(А.С. Пушкин)

Дактиль — трехсложная стопа с ударением на 1-м слоге. Ударение падает на каждый третий слог, начиная с первого:

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился, поля опустели.

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий — трехсложная стопа с ударением на 2-м слоге. Ударение падает на каждый третий слог, начи­ная со второго:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел.

(М.Ю. Лермонтов)

Анапест — трехсложная стопа с ударением на третьем слоге. Ударение падает на каждый третий слог после двух безударных:

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка…

(Н.А. Некрасов)

Следует учесть, что часто размер соблюдается не вполне строго: так, в двухсложных размерах (хорей и ямб) некоторые ударения могут пропускаться:

Она была нетороплива — пропущено ударение на шестом слоге. Такая стопа с пропуском ударения называется пиррихием. Пропуск ударении при дает стихотворной речи большую плавность, приближает ee к естественной разговорной речи.

Сочетание ударного слога с одним или двумя безударными называется стопой. В стихотворной строчке может быть различное число стоп:

Погиб поэт! Невольник чести… — четыре стопы, четырехстопный ямб;

Праздник жизни — молодости годы — пять стоп, пятистопный хорей.

Если в разных строках стихотворения неодинаковое число стоп, то такие стихи называются разностопными. Разностопность позволяет максимально приблизить стих к естественной разговорной речи; разностопным ямбом написана комедия Грибоедова «Горе от ума» и басни Крылова.

Важным элементом стиха является рифма — созвучие и конце стихотворных строк. Различают мужские рифмы с ударением на последнем слоге строки (туман — обман), женские — с ударением на предпоследнем слоге (коварство — ле­карство) и дактилические — с ударением на третьем от конца слоге (сердитая — побитая).

Стихотворные строчки могут быть зарифмованы тремя основными способами. Если между собой рифмуются дно соседние строчки, то такая рифмовка называется парной пли смежной:

а Пружина чести — наш кумир,

а И вот на чем вертится мир!

(А.С, Пушкин)

Если первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвер­ти и т.д., то рифмовка называется перекрестной

Если же первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей, то такая рифмовка называется кольцевой или опоя­сывающей:

а Любовь и дружество до вас b Дойдут сквозь мрачные затворы, b Как в ваши каторжные норы а Доходит мой свободный глас.

(А.С. Пушкин)

Группа стихотворных строк, объединенных в ритмическое целое по содержанию, способу рифмовки и интонации, называ­ется строфой. Существуют различные виды строф. В русской по­эзии ХIХ-ХХ вв. преобладает строфа из четырех стихов — чет­веростишие. Особый вид строфы был создан А.С. Пушкиным в «Евгении Онегине». «Онегинская строфа» состоит из трех четве­ростиший и заключительного двустишья, написанных четырех­стопным ямбом (всего 14 строк), со следующим способом риф­мовки: I четверостишие — перекрестная, II — парная, III — кольцевая, заключительное двустишие — парная рифмовка.

Такая ритмическая организация дала возможность, не раз­рушая цельности произведения, внутри каждой строфы свобод­но развивать поэтический рассказ, придавая стиху то лириче­скую взволнованность, то живую разговорную интонацию, то спокойную повествовательность, а в паре заключительных строк часто содержится вывод или афоризм:

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Или:

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

Таковы основные свойства художественной речи.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие виды тропов вам известны? Для чего применяют­ся тропы?
  2. В чем различие между символом и аллегорией?
  3. Что означают термины «эпитет», «гипербола», «эзопов язык»?
  4. В чем отличие тонической системы стихосложения от силлабо-тонической?
  5. В чем отличие дактиля от амфибрахия? Хорея от дакти­ля? Ямба от анапеста?

Здесь искали:

  • ямб и хорей
  • ямб хорей
  • двустишие в ямбе
Опубликовано в Определения.