Сочинение — Анализ стихотворения послушайте Маяковского

Символом чистоты помыс­лов, высоты духа становится образ зажженной Богом звезды в стихотворении «Послушайте!». Здесь — продолжение все того же разговора о смысле жизни, о сути поэтического творчества, но решенного иначе, не в форме вызова, а в форме призыва к со­вместному размышлению:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

В основе стихотворения — образ мятущейся души героя. Это состояние передано через нагнетание глаголов («врывается», «боится», «плачет», «просит», «клянется»), через задыхающую­ся — почти без пауз — интонацию.

Только обретение идеала, высокой цели может дать успоко­ение, дать силы для преодоления трудностей, помочь не одно­му, а многим («А после/ ходит тревожный,/ но спокойный на­ружно./ Говорит кому-то:/«Ведь теперь тебе ничего?/ Не страш­но?/ Да?!»). Эта мысль о необходимости идеала, мечты, надежды подчеркнута и кольцевой композицией, причем в кон­це стихотворения предположение приближается к уверенности («Значит — это необходимо,/ чтобы каждый вечер/ над крыша­ми/ загоралась хоть одна звезда?!»).

В этом стихотворении видна удивительная для Маяковского-богоборца ориентация на общечеловеческую мораль, на христианские ценности — страдание и сострадание, готов­ность к самопожертвованию, стремление к идеалу, сочетаю­щиеся в других его произведениях с мотивами социальными, которые усиливаются по мере обострения конфликта лиричес­кого героя с миром. Сливаются воедино раны сердца лиричес­кого героя и страдания «улицы безъязыкой», голосом которой стал поэт («я вам открою/ словами / простыми, как мычанье,/ наши новые души»). Стихи Маяковского ««крашены» тревож­ным кровавым цветом («окровавленный сердца лоскут», «вам я душу вытащу… и окровавленную дам, как знамя»), наполне­ны гиперболизированными образами боли, муки, крика («крик торчком стоял из горла», «я — где боль, везде»). Траге­дия вырастает до масштабов вселенских. Выход из этого катас­трофического состояния мира видится в революции («Выкрепло сознание близкой революции», — скажет сам Маяковский). Закономерно возникает не просто предчувствие («в терновом венце революций / грядет шестнадцатый год»), а призыв к ре­волюционным переменам, способным изменить «уродец век». В поэме «Облако в штанах» прозвучит знаменитое четырех­кратное «долой!»: «долой вашу любовь», «долой ваше искусст­во», «долой ваш строй», «долой вашу религию». Это был бунт против самих основ мироустройства.

Естественно поэтому, что для Маяковского в октябре 1917 г. не было вопроса, «принимать или не принимать» революцию.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения послушайте
  • поэма маяковского облако в штанах как бунт против основ мироустройства
Опубликовано в Сочинения.