Сочинение: Чем люди живы?

Чем люди живы?

Условия успешного выполнения работы

  • Жанр сочинения — эссе (размышление).
  • Содержание — творческая работа на публицистическую тему с привлечением литературного материала в качестве аргументации собственного суждения.

Задания

  1. Прочитайте текст сочинения* и составьте рецензию к нему.
  2. Опираясь на советы, произведите редактирование текста рассуждения.

Текст 1. ВРЕМЯ И ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Содержание сочинения Алгоритм (план) составления рассуждения
Во времена стремительно меняющегося настоящего нет времени думать о будущем… В любом художественном произведении судьба героя связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Писатель на примере жизни типичного человека той или иной эпохи показывает образ целого Определение проблемы рассуждения: «…люди отражают характер своего времени, они являются его “продуктом”»
А что делать, когда оно не находит себя, не может найти достойного применения, когда рушатся мечты, надежды убиты безверием, когда поколение не способно сопротивляться и бороться за собственное счастье? Тогда молодые теряют смысл жизни, так и не найдя его — потерянное поколение… Тезис первый: «молодые теряют смысл жизни, так и не найдя его — потерянное поколение…»
Потерянное поколение — общественно-социальное и литературно-художественное понятие, вошедшее в обиход мировой журналистики и литературы в недолгий, но бурный исторический период, разделявший Первую и Вторую мировые войны, благодаря таланту и творчеству таких мастеров, как Э. Хеменгуэй, Э.М. Ремарк, Ф.С. Фиджеральд, А. Барбюс. Сам термин «потерянное поколение» вошел в литературу с легкой руки Гертруды Стайн, давшей меткую характеристику определенного социального слоя общества того времени (роман «Праздник, который всегда с тобой»). Герои ее произведения — молодые люди. Они беспечно прожигают жизнь в ресторанах, на танцплощадках — вечный праздник жизни! А что дальше? Как жить? На что жить? Чем жить? Ради чего жить? А так хочется успеть насладиться жизнью без условностей, без забот… все в будущем… Но время безжалостно бежит и совершает резкие повороты, и будущего-то, оказывается, нет Аргумент первый: общественно-социальное и литературно-художественное

 

Содержание сочинения Алгоритм (план) составления рассуждении
На протяжении человеческой истории подобные кульбиты время совершало не раз. Многократно повторялась судьба потерянного поколения, не нашедшего себе места в этой несправедливой жизни. У каждого времени свое потерянное поколение Вывод по первой микротеме: «многократно повторялась судьба потерянного поколения». «Укаждого времени свое потерянное поколение»
Разве Печорин не ищет себя, разве он не хочет быть сопричастным к происходящему? Но так и не находит герой пристанища в тихой бухте.

А пока ищет, столько разрушает душ, столько разбивает сердец… Он растворяется во времени, оставляя после себя лишь горестные воспоминания

Аргумент второй и иллюстрация к аргументу (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
В русской литературе есть термин «лишние люди», обозначенный Пушкиным в набросках к «Евгению Онегину».

Кто там меж ними в отдаленьи.

Как нечто лишнее стоит…

По-моему, это синоним «потерянного поколения». Дерзкий, решительный, но циничный и бесцельный в своих порывах Печорин сродни персонажам, созданным Ремарком и Хемингуэем

Вывод по второй микротеме: «Укаждого времени свое потерянное поколение» — «…Печорин сродни персонажам, созданным Ремарком и Хемингуэем»

 

 

Содержание сочинения Алгоритм (план) составления рассуждения
А как чувствуют себя наши фронтовики, пришедшие с войны? Были ли у них такие проблемы, или жизнь, описанная Ремарком, несмотря на всю ее сложность, оставалась мечтой для миллионов наших соотечественников на фронте их повседневных проблем? Развитие рассуждения (тезис четвертый, четвертая микротема): судьба потерянного поколения послевоенных лет России трагична
Как жестка и противоположна роману Ремарка по звучанию повесть Ю. Бондарева «Тишина». Другая война, другая страна, страна-победительница. Но нет счастья человеку, капитану Сергею Вохминцеву, «когда казалось, что все прекрасное в себе и в жизни он только что понял и оно не должно исчезнуть; сломанному этой войной и этой страной. Четыре года войны, командование артиллерийской батареей, ордена и ранения — такова плата двадцатидвух- Аргумент к тезису четвертому (четвертая микротема): «Но нет счастья человеку, капитану Сергею Вохминцеву». Иллюстрация к аргументу (по повести Ю. Бондарева «Тишина»)

 

Содержание сочинения

летнего парня за то «светлое будущее», которое он ждет от судьбы

Алгоритм (план) составления рассуждения
Но нет применения его свободному духу и стремлению к правде. Неразличимы враги в мирной жизни, ненаказуемо зло, рядящееся в тогу добродетели, а несправедливость косит людей хуже пулеметных очередей. Новое время и новое поколение, но такие же потерянные люди и те же проблемы. Мальчики, повзрослевшие на войне, перешагнувшие через юность сразу в суровую зрелость, не научившиеся обниматься, а «привыкнувшие» убивать…

Но не умеющие приспосабливаться… А потому они живут «через силу», наперекор всему и всем, порой тщетно пытаясь забыть горе и построить светлый мир счастья

Вывод по четвертой микротеме: «А потому они живут “через силу”, наперекор всему и всем, порой тщетно пытаясь забыть горе и построить светлый мир счастья»
Но всегда ли время ломает судьбы, всегда ли люди так беспомощны? Всегда ли можно оправдать себя в своем бездействии? Всегда ли время виновато? Развитие рассуждения (микротема пятая): «Всегда ли время виновато ?»
Павка Корчагин, герой романа «Как закалялась сталь», будучи прикованным к постели тяжелейшим недугом, говорил: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Кто сейчас помнит эти замечательные слова?

А ведь они принадлежат человеку того же самого поколения, что и герои Ремарка, «потерянного поколения» двадцатого века, только не потерявшегося, а ставшего его символом и знаменем

Аргумент по пятой микротеме и иллюстрация к аргументу (по роману Н. Островского «Как закалялась сталь»)
Так только ли от времени зависит судьба поколения? Скорее всего, потерянное поколение — «продукт» не самого времени, а смены времен, времени перемен. Нет, отнюдь не «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» … Эти роковые минуты и становятся роком для переживших их поколений, каждое из которых теряется по-своему в их водовороте Вывод по проблеме рассуждения: «Так только ли от времени зависит судьба поколения?» — «Эти роковые минуты и становятся роком для переживших их поколений, каждое из которых теряется по-своему в их водовороте»

 

Сочинение: Чем люди живы?
4.9 (97.33%) 15 votes