Сочинение: Честь в произведении «Дубровский» Пушкин

18 Ноя 2017
167

Лучше голова с плеч, чем поруганная честь. (Русская пословица)

У современных людей — стереотипное мышление. Когда мы слышим слово «честь», первые ассоциации от­правляют нас почему-то в далекое прошлое, когда собст­венную честь и честь прекрасной дамы рыцари защища­ли на поединках. Кодекс чести свято соблюдали и в позапрошлом веке, когда уже не было рыцарей, но честь должна была оставаться незапятнанной.

Нельзя не вспомнить того, что, защищая честь своей жены, своей семьи, на дуэли погиб наш великий поэт А.С. Пушкин. «Мне нужно, чтобы мое имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России», — говорил он. Многие его герои были людьми чести. Среди них и Владимир Дубровский, главный герой одноименного ро­мана. Несмотря на то что этот незаконченный роман счи­тается авантюрно-приключенческим произведением, это не просто история о драматичной судьбе бедного дворя­нина, у которого незаконно было отнято имение, и мести его сына, это произведение о достоинстве, от которого сильные личности не откажутся никогда, потому что для них «лучше голова с плеч, чем поруганная честь».

Конфликт между Троекуровым и Дубровским старшим основывается исключительно на «поруганной чести», хотя и причиной ссоры соседей по имениям стал земельный интерес. Своевольный богач Троекуров не очень пекся о своей чести, потому что ее заменяли ему деньги, власть, вседозволенность. Ему противостоит бед­ный Дубровский, который сохраняет свою честь и неза­висимость, не страшась такого всевластного самодура, как Троекуров. Собственно говоря, именно за эту непо­колебимость Троекуров и уважал Дубровского, позволяя одному ему высказываться в своем присутствии честно и правдиво. Однажды, когда Андрей Гаврилович по сооб­ражениям чести осмеливается перечить Троекурову, бывшие приятели становятся врагами, и Троекуров пре­вращается в настоящего подлеца, который намерен про­учить «гордеца Дубровского» самым жестоким образом: лишить его крова, заставить унижаться, просить о про­щении. Но Дубровский-старший не отступается от своих принципов, хотя это и стоит ему не только имения, но и жизни.

Сын Дубровского Владимир понятие чести впитал с молоком матери. Приехав фактически на похороны отца, он «не намерен терпеть обиду» и жаждет отомстить за поруганную честь. Он является в дом Троекурова в обли­ке учителя — француза и… влюбляется в дочь Троекуро­ва Машу. Как человек честный, он признается ей не только в любви, но и в том, кем он является на самом де­ле, хотя в этот момент очень рискует. Но для Маши честь — это тоже не пустой звук, и очень скоро она дока­жет это.

Отомстив судье за нечестный суд над его отцом, Дуб­ровский становится разбойником. Но и в лесу он остается благородным человеком, потому что грабит только под­лых негодяев, отдавая деньги нуждающимся.

Вот тут как раз и происходит событие, которое позво­ляет Маше доказать свое отношение к чести. Надеясь на порядочность пятидесятилетнего генерала Верейского, Маша честно признается в своей нелюбви к нему и про­сит расстроить предстоящую свадьбу, на которой настаи­вает отец. Но старый волокита не только не проникается к Маше сочувствием, но и рассказывает о ее письме к Дубровскому Кириле Петровичу, который, разгневав­шись, только приближает свадьбу. Машу отдают замуж за Верейского, а Дубровский, который пытался украсть Машу из-под венца, опаздывает. Он настигает карету Троекурова уже тогда, когда Маша обвенчана. «Вы сво­бодны», — говорит он ей, на что Маша отвечает прибли­зительно теми словами, которые потом, в другом романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», скажет Татьяна: «Но я другому отдана, и буду век ему верна». Да и для Маши «лучше голова с плеч, чем поруганная честь». Несчаст­ная доля проверяла Машу на прочность ее нравственных принципов, и мы видим, что Маша не готова от них от­ступиться, потому что данный в церкви перед Богом и людьми обет для нее — святое.

Понятия чести, нравственных устоев, защиты собст­венного достоинства, о которых говорит А.С. Пушкин в романе «Дубровский», — это вечные человеческие цен­ности, над которыми не властны ни времена, ни люди. Они важны и для нас сегодня, даже если мы об этом не задумываемся. Волей-неволей мы все равно поступаем так, как велит нам наша совесть. Потому что и для нас «лучше голова с плеч, чем поруганная честь».

(617 слов)

Здесь искали:

  • продолжение романа дубровский сочинение 6