Сочинение: Честь в Слове о полку Игореве

18 Ноя 2017
136

«Честь — истина, бесчестье — ложь» (Д.С. Лихачев)

Если открыть «Словарь русского языка» С.И. Ожего­ва, то там, безусловно, можно найти определения двух нравственных категорий — честь и бесчестие. Однако эти понятия столь обширны, глубоки и серьезны, что осмыс­ливать их можно бесконечно, всякий раз находя новые и новые грани, при том что их основное содержание долж­но оставаться незыблемым и вечным. Так, во все века существования человечества честь всегда соотносилась с искренней правдой, выстраданной ценой многих испы­таний истиной; а бесчестье — с подлостью, ложью и об­маном.

Для того чтобы доказать справедливость данного ут­верждения, обратимся к русской литературе, к произве­дению, которое было написано много веков назад, — «Слово о полку Игореве». Чем руководствовался новгородсеверский князь Игорь, в одиночку, без поддержки своего отца Святослава и его войска, отправившийся в далекие половецкие степи? Безусловно, его вела честь! Вернее, его представление о чести. Он не хочет богатой добычи, ему не нужны новые земли, не мечтает он о еди­ноличной победе. Русского князя ведет честь! Не смог он из-за распутицы принять участие в первом общем походе русских князей против ненавистных половцев. Киевский князь не увидел в этом никакого бесчестья ни для Игоря, ни для другого своего сына — Всеволода. Он не увидел. А они именно так и расценили свое отсутствие и участие в том удачном походе. Двум братьям очень хотелось посто­ять за русскую землю, показать себя смелыми и отваж­ными ее защитниками. Для них, несмотря на грозное солнечное затмение отправляющихся в половецкие сте­пи, до момента поражения истина, следовательно, и честь состояли в том, чтобы не остаться в стороне от об­щей борьбы, чтобы внести свой вклад в победу.

Но когда представления, долгое время кажущиеся ис­тинными, все-таки оказываются ложью, приходит по­зорное и унизительное бесчестие. Никогда за все время владычества половцев русские князья еще не терпели та­кого оглушительного поражения, никогда еще они не попадали в плен, считающийся самым большим бесче­стьем. Но случилось именно так: войско разбито, Игорь и Всеволод в плену, половцы вновь пошли на Русь, сжигая все и вся на своем пути. Это результат ложного представ­ления князя Игоря о чести: когда речь идет о свободе и независимости Родины, не следует искать победы в оди­ночку, не нужно желать славы только себе. Необходимо думать об общем деле и подчинять свою волю и желания единому стремлению к свободе.

Когда князь Игорь оказался в плену и к нему после долгих и тяжелых раздумий пришло осознание своего бесчестья, он, вероятно, понял, что желание славы — это ложь, что безрассудные порывы недопустимы, что руко­водствоваться нужно разумом, а не тщеславием. Тогда и решился князь вернуться в Киев, хотя понимал, как не­просто бежать из плена. Но человеку, ведомому честью, многое подвластно, ему помогает сама русская земля, звери и птицы, цветы и травы.

Финал произведения вызывает восхищение мудро­стью русского народа, способного прощать, казалось бы, невозможное. Но Игорь искренне, от всего сердца жаж­дет прощения, и он его получает. Так вновь торжествует честь как осознанная в результате труднейших испыта­ний истина: Русь должна объединиться, чтобы противо­стоять любым врагам и недругам.

Таким образом, можно сделать вывод: если представ­ления человека основаны на истинных ценностях, то, безусловно, поступками будет руководить честь. Но если слова и действия лживы, порочны, подчинены тщесла­вию и выгоде, то следствием обязательно будет бесчестье, поражение и позор.