Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?
Каждый человек — это сложная система взаимодействия различных процессов, происходящих в нем ежеминутно. Это и физическая составляющая, и духовная, и нравственная. В человеке, как мне кажется, изначально заложено стремление к добру, совершенству, счастью. Как пройдет процесс воспитания, как эти положительные качества разовьются — вот в чем вопрос. Почему одних людей мы называем людьми чести, а другие оказываются бесчестными? Почему в трагические моменты жизни одни люди оказываются благородными, смелыми, честными, а другие — трусами, предателями, подлецами?
Во многих произведениях русской литературы задавался этот вопрос, очень часто писатели ставили своих героев перед проблемой выбора: сохранить себе жизнь, но потерять честь, или, наоборот, пожертвовать собой во имя высоких целей. И как совершить этот выбор? Что движет людьми в минуты потрясений, когда добро борется со злом? В повести Василя Быкова «Сотников» как раз показаны два героя, которые делают этот трагический выбор. Это два партизана, которых послали на разведку. Фашисты заметили их следы и начали охоту. В результате оба попали в плен. Как по-разному они ведут себя в плену! Сотников, больной, измученный долгой дорогой, отказывается отвечать на вопросы немцев, несмотря на чудовищные побои и пытки. Другой партизан, Рыбак, озабочен тем, как остаться в живых, он надеется перехитрить немцев и сбежать, вернуться к партизанам. Он соглашается сотрудничать с ними. Нет, он вовсе не предатель, он просто надеется уцелеть, как он думает. Но получается, что он не только отвечает на вопросы немцев, но и вынужден согласиться стать полицаем. Самое трагическое, что, когда вешают Сотникова и других жителей деревни, Рыбака заставляют выбить полено из-под ног своего же товарища. Казалось бы, вот он, последний шанс остаться человеком, сохранить свою честь, отказаться убивать! Да, при этом его бы повесили рядом с другими! Но Рыбак боится, он делает то, что ему приказано. После этого он понимает, что с ним произошло, как он, сам того не желая, стал предателем Родины. Он пытается покончить с собой, но у него отобрали все, чем он мог бы воспользоваться, кроме того, за ним постоянно следят. Повесть кончается тем, что Рыбак встает в строй рядом с такими же бесчестными, предавшими свой народ людьми.
Автор показывает нам, как по-разному ведут себя люди в одной и той же ситуации. Почему Рыбак становится предателем? Да, не было в нем той стойкости духа, той нравственной силы, что помогла Сотникову выстоять, не сломится и принять мученическую смерть.
В другом произведении, посвященном Великой Отечественной войне, рассказе М. Шолохова «Судьба человека», мы видим героя, Андрея Соколова, необразованного, простого человека, обладающего таким чувством собственного достоинства, таким глубоким, врожденным пониманием чести, которое помогает ему выстоять в самых трагических ситуациях.
Например, когда он, контуженный, видит немцев и понимает, что его сейчас убьют, он встает: он хочет принять свою кончину стоя. Его гордость, смелость проявляются в этом поступке. Но его отправили в лагерь, из которого он неоднократно пытался бежать. Когда его вызывает к себе начальник лагеря Мюллер, Соколов так смело ведет себя, что вызывает восхищение даже у врага. После войны, потеряв всех родных, потеряв смысл жизни, он находит беспризорного мальчика и решает его усыновить. Вот человек, который никогда не думал о себе! В самые трудные минуты жизни он никогда не изменял своему долгу, чести, чувству товарищества.
Читая эти произведения, каждый думает: а как поступлю я в той или иной ситуации? Ответить на такой вопрос трудно. Это зависит от той нравственной, духовной силы, которая должна помочь человеку сохранить свою честь в любых сложных условиях. А как выработать в себе такую силу, это уже задача каждого человека.
Здесь искали:
- как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием