Сочинение: Можно ли на войне остаться человеком

МОЖНО ЛИ НА ВОЙНЕ ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ?..

Условия успешного выполнения работы

  • Жанр сочинения — эссе (размышление).
  • Содержание — творческая работа на публицистическую тему с привлечением литературного материала в качестве аргументации собственного суждения.

Задания

  1. Прочитайте вариант размышления на тему «Можно ли на войне остаться человеком?..»
  2. Рассмотрите текст сочинения с позиции жанрово-композиционных признаков размышления.
  3. Выскажите свое мнение о прочитанном, ссылаясь на критерии оценивания творческой работы.
  4. Отредактируйте текст творческой работы, внеся необходимые поправки в форму и содержание.
Содержание сочинения Алгоритм (план) составления рассуждения
Что такое война? Только от одного произношения этого «слова смерти» замирает сердце и по телу пробегает холодная дрожь. Война есть противное человеческому естеству состояние, и мы не можем не согласиться с этим утверждением, ведь война рождает страх, кровь, слезы. Война — это смерть. Страдания матерей, тысячи погибших солдат, сирот и семей без отцов, леденящие сердце воспоминания — все это и есть война. Можно ли в таких жестких условиях остаться человеком? Формулирование проблемного вопроса для размышления: «Что такое война?» Сделан общий вывод по проблеме литературно-творческого рассуждения: «Война есть противное человеческому естеству состояние, и мы не можем не согласиться с этим утверждением, ведь война рождает страх, кровь, слезы»
Страх… Пожалуй, точнее всех это чувство выразила Ю. Друнина, написавшая строки: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Не всем удается сохранить в себе человеческое, испытывая на себе «испепеляющую силу» войны. В бою невозможно скрыть свой страх или выказать напускную храбрость. Мужество или совсем покидает бойца, или проявляется в нем во всей своей полноте Логический переход к следующему этапу размышления: «Страх…» Формулирование тезиса литературно-творческого рассуждения: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»

 

Содержание сочинения Алгоритм (план) составления рассуждения
Как психологически точно Виктор Платонович Некрасов в повести «В окопах Сталинграда» описывает состояние солдат, каждый день видевших смерть. В повести рассказывается о героической обороне Сталинграда 1942—1943 годов. Главный герой повести Юрий Керженцев — человек чести, он доброжелательный и внимательный по отношению к солдатам. Керженцев, бывший на войне, видел смерть, ему было беспредельно страшно от осознания того, что его ждет гибель. «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне… Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смерть». Но, несмотря на этот страх, Юрий находит в себе силы взять оружие в руки и подняться в атаку. И это одно из проявлений человеческого на войне Аргумент и иллюстрация по проблеме (повесть В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда»), Промежуточный вывод по проблеме литературно-творческого рассуждения «Но, несмотря на этот страх, Юрии находит в себе силы взять оружие в руки и подняться в атаку. И это одно из проявлений человеческого на войне»
безусловно, тому, кто был на войне войны, очень трудно удержать в себе это желание —

человеком быть». Об этом повесть «Сотников» Василя Владимировича, в которой представлены два главных героя — Сотников и Рыбак. Сотников — скромный, незаметный человек, без всяких признаков необыкновенной личности. Но его глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его, помогает ему остаться несломленным, проявить мужество и героизм. Не случайно автор в название выносит только фамилию Сотникова. Уважения и восхищения достоин именно Сотников, принявший страдания за свой народ, сумевший сохранить веру в победу, не поддаться той низменной силе, которая раздавила Рыбака. Рыбак — смелый боец, когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, а потом — на предательство. В душе Рыбака оказалось слишком мало света, чтобы выстоять перед обжигающим пламенем войны. Он струсил. Единственное желание, которое было у Рыбака и затуманило его разум, — это  желание уцепиться за жизнь во что бы то ни стало. Так, струсив, Рыбак утратил право называться человеком

Развитие литературно-творческого рассуждения («поворот проблемы размышления»): «Безусловно, тому, кто был на войне, очень трудно удержать в себе это желание — «человеком быть». Аргумент и иллюстрация по проблеме размышления (по повести В. Быкова «Сотников»)

 

Нравственное величие как проявление человеческого на войне заключается в стремлении совершить подвиг. Именно о таком подвиге рассказывает Михаил Александрович Шолохов в повести «Судьба человека». Герой рассказа Андрей Соколов в войну потерял самое дорогое, что имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться… Но этого не случилось. Когда Андрей встречает осиротевшего Ванюшку и понимает, что кому-то намного тяжелее, то проявляет одно из самых сильных человеческих качеств — умение сострадать. Когда солдат увидел «голубые, как небушко, глаза», сердце его, замороженное войной, стало оттаивать. Война не смогла уничтожить в нем человеческое Развитие литературно-творческого рассуждения («поворот проблемы размышления»): «Нравственное величие как проявление человеческого на войне заключается в стремлении совершить подвиг». Аргумент и иллюстрация по проблеме размышления (рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Но, пожалуй, самое выразительное доказательство того, что на войне можно оставаться человеком, — умение сострадать «даже врагу своему». Так, в повести В. Кондратьева «Сашка» главный герой, боец красной армии, убежден в том, что русские солдаты воюют ради жизни на земле, кровь по чем зря не проливают. Пленному немцу сохранили жизнь вопреки обрушившейся на него ярости, понятной читателю. Ведь фашисты убили медсестру Катеньку, которую любили в отряде все. Но взводный отряда сумел принять правильное решение — не казнить пленного немца, который в смерти Кати виноват не был. Выходит, можно на войне видеть во враге не только мишень, в которую надо выстрелить, но и живую душу. Значит, все-таки оставаться на войне человеком можно…

Смерть, страдания, пролитая кровь… Какой бы опустошающей, давящей ни была обстановка на войне, оставаться человеком НАДО. Это необходимо, чтобы у всех народов было светлое будущее, чтобы был мир во всем мире

Развитие рассуждения («поворот проблемы»): «Но, пожалуй, самое выразительное доказательство того, что на войне можно оставаться человеком, — умение сострадать «даже врагу своему». Аргумент и иллюстрация по проблеме рассуждения (по повести В. Кондратьева «Сашка»), Обобщение по проблеме размышления: «Выходит, можно на войне видеть во враге не только мишень, в которую надо выстрелить, но и живую душу. Значит, все-таки оставаться на войне человеком можно…»