Сочинение на тему: Литература даёт нам опыт жизни

Тема: «Как вы понимаете слова Д. С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?

Известный культуролог, учёный-филолог академик Д. С. Лихачёв писал: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни». Я полностью согласен (согласна) с данным утверждением. Действительно, литература даёт человеку богатый опыт.

В своём сочинении я хочу обратиться к произведению А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». На страницах произведения перед читателем раскрывается опыт исторической правды, исторической несправедливости, исторической ошибки на примере лагерной жизни заключённых. Реальность, в которой может оказаться человек, настолько ужасна, что абсолютно каждый должен понять, что такой период в истории никогда больше не должен повториться.

Повесть Солженицына была напечатана 1962 году в журнале «Новый мир» и сразу же привлекла внимание читателей неожиданной темой, новизной материала — изображением лагерной жизни. В произведении рассказывается об одном дне из жизни заключённого Ивана Денисовича Шухова. Лагерь — это особый мир со своим «пейзажем», своими реалиями: зона, фонари зоны, вышки, охранники на вышках, бараки, вагонка, колючая проволока, БУР, начальник режима, полный карцер, зеки, чёрный бушлат с номером, миска с баландой, надзиратели, собаки… Солженицын воссоздает подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят заключённые (зеки), как спят, во что одеваются и обуваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего больше всего боятся и на что надеются. Автор пишет так, что мы узнаём жизнь зека не со стороны, а изнутри, от «него». Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя людьми.

А. Т. Твардовский, главный редактор «Нового мира», считал «удачным выбор героя» писателем. По признанию самого А. И. Солженицына, «образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица — все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями». Вот как понимал своего главного героя сам автор: «Ивана Денисовича я с самого начала так понимал, что не должен он быть такой, как вот я, и не какой-нибудь развитой особенно, это должен быть самый рядовой лагерник. Мне Твардовский потом говорил: если бы я поставил героем, например, Цезаря Марковича, ну там какого-нибудь интеллигента, устроенного как-то в конторе, то четверти бы цены той не было. Нет. Он должен был быть самый средний солдат этого ГУЛАГа, тот, на кого всё сыпется». В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Писатель выделяет ещё одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчётное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тёсаного, тёмного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться…»


Таким образом, обращение к опыту лагерный жизни даёт читателю возможность понять, что не обстоятельства подавляют личность, а наоборот, даже в самых страшных жизненных ситуациях, в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах человек должен жить по совести, в соответствии с нравственными законами: не предай, не солги, не вступай в сделку с совестью.

Опыт жизни, представленный А. И. Солженицыным в повести «Один день Ивана Денисовича», также неоценим для формирования собственных жизненных ценностей.

Сочинение на тему: Литература даёт нам опыт жизни
4.9 (97.65%) 17 votes