Сочинение на тему: Образ русской женщины в лирике Некрасова

Образ русской женщины в лирике Н. А. Некрасова

Образы русских женщин занимают большое место в русской класси­ческой литературе XIX века. Все лучшие национальные черты, поэзия русской жизни воплощены прежде всего в женских образах. Это и Свет­лана из одноименной баллады В. А. Жуковского, и пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина», и тургеневская Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), и Катерина из «Грозы» А. Н. Островского, и Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, трагические и прекрасные героини Лескова. Эта линия нашла свое продолжение в творчестве А. П. Чехова («Три сестры», «Дама с собачкой»), Ф. М. Достоевского (Настасья Фи­липповна, Грушенька, Соня Мармеладова), в литературе серебряного ве­ка — в «Олесе» А. И. Куприна, героинях В. В. Набокова — и обрела мак­симально концентрированное и обобщенное выражение в цикле А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Особое место в этом ряду принадлежит женским образам Н. А. Некра­сова. Даже на фоне общей традиции поэзия Некрасова поразительна по своей сосредоточенности на судьбах и ликах «женщины русской земли». Не случайно Некрасова называли «певцом женской доли».

Женский образ как бы вобрал в себя главную некрасовскую тему — тему народной, крестьянской России, приобретая значение символа на­родного существования. Какую бы тему ни затрагивал Некрасов в своей лирике, он неизменно обращался к женским образам.

Некрасов вошел в наше сознание прежде всего как певец крестьянства. И образы русских крестьянок, бесспорно, весьма важны для раскрытия народной темы. Примечательно, что стихотворение «В дороге», которым восхищался Белинский, посвящено именно женской судьбе. Его героиня получила дворянское воспитание и, вновь брошенная в родную среду, вы­данная замуж за ямщика, страдает и гибнет. Не менее драматичной ви­дится поэту судьба крестьянской девушки — героини «Тройки»: она увя­нет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное, животное существование.

Тема города многогранно раскрыта в лирике Некрасова, и «женский лик» капиталистического Петербурга — один из наиболее ярких и тра­гических. Лирический герой Некрасова не может забыть женщину, ко­торую когда-то встретил и полюбил на самом дне городской жизни («Еду ли ночью по улице темной…»). В стихотворении в ужасающих подроб­ностях раскрыта пушкинская тема: «Бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!» Герой и героиня Некрасова унижены бедностью до по­следней степени: умирает ребенок; «принарядившись, как будто к вен­цу», она уходит, вынужденная торговать своим телом, чтобы купить «гробик ребенку и ужин отцу». В стихотворении «Маша» жертвой ста­новится муж: он убивается на работе день и ночь, чтобы купить ласко­вый взгляд своей молодой жены… Одно из поздних стихотворений на го­родскую тему — «Утро» — также начинается со строк, обращенных к женщине: «Ты больна, ты страдаешь душой».

Особое место в лирике Некрасова занимает так называемый панаев- ский цикл. Его героиня — реальная женщина, А. Я. Панаева, возлюб­ленная поэта, глубокое чувство к которой он пронес до самой смерти. В одной из предсмертных элегий он с досадой и горечью восклицает:

Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца?

Усни… Умри!..

Лирическая героиня «панаевского цикла» — существо противоречи­вое, сложное. Ее любовь приносит поэту несказанное блаженство, дает силы для борьбы с судьбой:

…С тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу,

И вперед — в это темное море —

Без обычного страха гляжу.

Но отношения героев сложны, они сопровождаются взаимной нервоз­ностью, депрессией — и вот уже поэт восклицает:

Ее не стоило любить,

Ее не стоит ненавидеть,

О ней не стоит говорить!

Один из наиболее ярких женских образов в лирике Некрасова — об­раз матери. Культ матери, рано умершей, но не забытой, занимает ог­ромное место в жизни и творчестве поэта. К ней он обращается в самые тяжелые минуты, у нее ищет опоры и заступничества; это к ней обраще­ны знаменитые строки из поэмы «Рыцарь без страха»:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!

Мать-родина, Россия-матушка… Эти формулы пришли в нашу жизнь из творчества Некрасова, это он провозгласил равновеликость двух ос­новных для каждого человека понятий. В пронзительном стихотворении «Внимая ужасам войны» Некрасов создал потрясающий образ материн­ского горя. Мать, оплакивающая погибшего на войне сына, уподоблена «плакучей иве», и это не случайно: женские образы часто слиты у Не­красова с природой, этим утверждается их сопричастность чуду жизни вообще. Рассказ Орины («Орина, мать солдатская») о замученном сол­датчиной сыне — «горя реченька бездонная» — кажется понятным, со­временным и сейчас.

Сама муза Некрасова — тоже русская женщина. В программном сти­хотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» поэт сравнивает ее с ис­тязаемой крестьянкой; а в стихотворении «Муза» конкретизирован об­раз «бледной, в крови, кнутом иссеченной музы», «плачущей, скорбя­щей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей… согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоз­дал в своем творчестве.

 

Здесь искали:

  • образ русской женщины сочинение
  • женские образы в лирике некрасова сочинение
  • сочинение на тему женские образыу некрасова с планом т эпиграфом
Опубликовано в Сочинения.