Сочинение на тему: Темы и мотивы в поэме Гоголя «Мертвые души»

Темы и мотивы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Мотив — это минимальный значимый компонент сюжета, который может присутствовать в произведениях нескольких пи­сателей. Это так называемые «вечные мотивы» (мотив дороги, мотив одиночества, мотив смерти, мотив суда и т.д.). Кроме того, под мотивом подразумевают сущностный для понимания авторской позиции смысловой элемент. Это компонент произ­ведения, родственный теме, идее, но не тождественный им (как, например, мотив полнолуния в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова). Попробуем рассмотреть темы и мотивы, зву­чащие в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Основные мотивы, звучащие в произведении, — это мотив суда, мотив героического прошлого, мотив движения и мотив остановившегося времени, мотив бала и ярмарки.

Мотив суда является сквозным мотивом поэмы. Он задается в самом начале поэмы образом прокурора. Затем Коробочка про­сит у Чичикова листок гербовой бумаги «в суд просьбу подать». Позже мотив этот возникает в связи с образом Ноздрева. При­ехавший капитан-исправник сообщает ему, что помещик нахо­дится «под судом до времени окончания решения» по одному делу. Потом мотив суда возникает, когда Чичиков рассматривает список беглых душ Плюшкина. Здесь голоса автора и Чичикова практически сливаются. Гоголь развертывает картину судьбы дво­рового человека Плюшкина, грамотея Попова, живущего в тюрь­ме, пока в суде «производится» его дело. Описывая казенную палату, Гоголь рисует иронический образ Фемиды. «Фемида про­сто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей». Мотив суда связан и с образом Чичикова, сумевшего увернуться «из- под уголовного суда» после ссоры и доноса статского советника. «Судьей» предстает и сам Чичиков, один из его обликов в фина­ле — «подосланный чиновник из канцелярии генерал-губерна­тора для произведения тайного следствия». И в каком-то смысле герой действительно производит «тайное следствие» нравствен­ного состояния губернского города, да и всей России. Заверша­ется развитие этого мотива на высокой ноте — смерти прокуро­ра. Здесь очевидна гоголевская символика. Суд человеческий ничего не значит в жизни, более того: осуждающие других, более греховны. Но есть высший, Божий суд, о котором автор призы­вает вспомнить своих героев.

Тема русской истории возникает в поэме описании поме­щичьего интерьера. В доме Коробочки висит портрет Кутузо­ва, у Собакевича— портрет Багратиона. Чичикова же в фина­ле поэмы считают чуть ли не Наполеоном. Так мотив войны 1812 года приобретает символический смысл. Помещики, столь нелицеприятно обрисованные Гоголем, представляют собой все же органичную составляющую России. Чичиков же — враг, зах­ватчик России, человек, покушающийся на исконно русское, православное миросозерцание. В. В. Ермилов сравнивает аферу героя с военным походом: «Сюжет поэмы заключается втом, что перед нами развертывается история некоего авантюристическо­го похода за мертвецами. С этим связана и та ловкость почти военного человека, которую Гоголь не забывает подчеркивать в Чичикове».

Мотив движения связан в поэме с путешествием героя. Как отмечает В. Набоков, с колесом брички ассоциируется округлая фигура самого Чичикова. Движения колеса соответствуют об­щему продвижению аферы героя. Так, он допускает ошибку, вов­лекая в свои махинации Коробочку и Ноздрева. Между сценами посещения двух этих персонажей есть описание брички Чичи­кова. «Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило эки­паж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно». Отяжелевшие колеса брички тормозят движение героя в поэме именно тогда, когда Чичиков обречен на провал. В финале по­эмы разоблачению героя соответствует требующее ремонта ко­лесо брички.

Также звучит в поэме мотив остановившегося времени. В кри­тике уже отмечалось, что действие у Гоголя происходит в нео­пределенное время года. Когда Чичиков приезжает в город N, то ему навстречу выбегает молодой человек во фраке и картузе. Сам герой, освоившись в гостинице, также снимает картуз и шерстяную вязаную косынку. Ноздрев и Мижуев одеты в архалук (на Руси — верхняя одежда из шерсти) и венгерку (куртка из сукна). Следовательно, мы можем предположить, что действие в поэме происходит весной или даже летом. О лете нам напоми­нают пейзажи маниловской и плюшкинской усадеб. В имении первого мы видим «клумбы с кустами желтых сиреней и акаций», «пруд, покрытый зеленью». В саду Плюшкина «зеленые чащи, озаренные солнцем». Однако перед подписанием купчей герои уже в теплой зимней одежде — у Чичикова и Манилова на плечах — «медведь, крытый коричневым сукном». В финале поэмы ге­рой простужается, и автор обвиняет в этом «климат многих на­ших губернских городов». И все эти детали говорят, скорее, о поздней осени или зиме, нежели о лете. Именно эта неопреде­ленность времени года в повествовании развивает в «Мертвых душах» мотив остановившегося времени.

Другой мотив, звучащий в произведении, — это мотив бала, карнавала, ярмарки. Карнавально-балаганной атмосфере соот­ветствует само сюжетно-композиционное построение поэмы. Как замечает Слонимский, движение в поэме возникает в пусто­те, стремительно и быстро развиваясь, оно превращается в «вихрь недоразумений» и сводит всех в разрастающемся до огромных размеров комическом хороводе с Чичиковым в центре. Отме­тим здесь мотив бала и мотив ярмарки, связанный с образом Ноздрева. Ярмарка, в свою очередь, ассоциируется с маслени­цей. Как замечает Е. А. Смирнова, в поэме присутствуют многие атрибуты масленицы — тема ряженых (впечатление Чичикова от Плюшкина), чучела на длинных шестах в огороде Коробочки, блины, которыми она угощала Чичикова. Е.А. Смирнова от­мечает наличие в поэме парных персонажей, что было характер­но для Народных фарсовых представлений. Это Селифан и Пет­рушка, дядя Митяй и дядя Миняй, Ноздрев и его зять Мижуев, дама «просто приятная» и дама «приятная во всех отношениях», чиновники «толстый» и «тонкий», две дочки Плюшкина. Мотив этот имеет большое значение в поэме. Он создает картины, яв­ляющиеся вершиной сатирического искусства Гоголя.

Таким образом, мотивы, звучащие в поэме, разнообразны. Все они способствуют воплощению авторской идеи — показать сме­ло и прямо русскую действительность, дать широкую картину «торжествующего зла».

Здесь искали:

  • сочинение темы на выбор н в гоголя мертвые души
  • Гоголь основные темы мотивы образы
  • мёртвые души темы
Опубликовано в Сочинения.