Сочинение: Особенности образа Пьера Безухова

В чем состоят важнейшие особенности образа Пьера Безухова?

Почему именно этот герой посте­пенно оказывается в центре действия романа-эпопеи Л. Н. Толстого?

Прямой, честный и благородный Андрей Болкон­ский, по замыслу писателя, готов по-настоящему ге­роически, без позы погибнуть. Хотя само поведение в роковой момент показательно — и здесь Болконский не захотел согнуться, не то что пасть и прижаться к зем­ле, ища у нее спасения и поддержки. Метафорически понятая «земля», простота и естественность поведения в повседневной жизни осознаны им как важнейшая ценность, но самому ему не даются. Он и уходит с поля битвы, которым оказалась для него жизнь, с мыслью: «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не по­нимаю».

Это понимание самого главного в жизни не только постепенно становится мировоззрением Пьера Безухо­ва, оно всегда было бессознательной основой его поведе­ния. Символично то, что Пьер — человек подчеркнуто мирный, мирской. Он с самого начала входит в роман в этой роли. Оттого Пьер выглядит смешным и не­уклюжим в салоне Шерер, что открыт, условностям не привержен, естественен в каждом слове, правдив, как ребенок. Там для всего есть свое место, время, форма — «неуклюжий» Пьер разрушает все эти безжизненные условности.

Однако жизнь по велениям сердца без надлежащего жизненного опыта приводит его на первых порах к мно­гочисленным ошибкам, страданиям. Отечественная вой­на «округлила», привела в гармоническое равновесие побуждения души и поиски ума Пьера, предопредели­ла его дальнейший путь.

Задачи и логику поведения народного полководца разъясняет Пьеру Андрей, но полного личного слия­ния с народом достигает Безухов. Уже на батарее Раев­ского солдаты проявляют к Пьеру «ласковое и шутли­вое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным». Писателю важно подчеркнуть этот «животный», органический, чувственный уровень сближения Пьера с народной массой. Бой и последую­щее пребывание Пьера в плену изображаются именно как жестокая мясорубка. Толстой не скупится на на­туралистические подробности не только при описании поля сражения, лазаретов, но и рассказывая о том, на­пример, как физически страдал Пьер и другие люди в плену, как выглядели его разбитые, в струпьях ноги и т. п. Происходит истинное приобщение к плоти и крови народной. Для духовного становления будущего декабриста пройти через все это оказалось чрезвычай­но важным. Здесь он обретает чувство кровной, нераз­рывной связи с народом, буквально становится частью его выжившего в испытаниях мирского и духовного тела.

И это приобщение к «земле», общему, роевому вовсе не лишает человека индивидуальности, свободы воли и выбора. Наоборот, осознав себя органической частью национального целого, Пьер действует свободнее, под­чиняясь соображениям собственного ума и велениям своего, теперь уже тоже народного нравственного чув­ства, сердца. Огромное влияние оказал на становление обновленного Пьера Платон Каратаев, воплощение «всего русского, доброго, круглого». Пьер проносит воспоминания о нем через всю жизнь. Но на вопрос о том, одобрил бы Каратаев то, чем он теперь занимается, а Пьер «был одним из главных основателей» некоего тайного общества, тот отвечает: «Нет, не одобрил бы… Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь».

Мир, русский народ, частью которого осознал себя Пьер, налагает на него обязанности стремиться к благу и дает возможность свободно выбирать нравственно чистый путь к нему.

Опубликовано в Сочинения.