Сочинение: Писатели (поэты) — юбиляры

Тема: «Писатели (поэты) — юбиляры».

В 2016 году исполняется 130 лет со дня рождения поэта Серебряного века, теоретика акмеизма, Николая Степановича Гумилева. О нем я и хочу рассказать в своем сочинении.

Первый поэтический сборник «Путь конквистадора» Н.С. Гумилев выпустил в 1905 году.

Стихи были во многом подражательными, но уже здесь лирический герой Гумилева бросил вызов всему устоявшемуся в поэзии. Муза поэта зовет читателя к непознанным глубинам, к «экзотическим» образам:

Как конквистадор в панцире железном,

Я вышел в путь и весело иду,

То отдыхая в радостном саду.

То наклоняясь к пропастям и безднам.

(«Сонет», 1912)

Николай Степанович, несмотря на некрепкое здоровье, совершил четыре путешествия в Африку. Результатом поездки в 1908 году в Африку стала книга стихов «Романтические цветы», в которой представлены необычные образы, картины экзотических стран. Например, в стихотворении «Жираф» дан грациозный, красивый образ экзотического животного:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна. Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

(«Жираф», 1907)

В стихотворении показано двойственное восприятие жизни и мира. С одной стороны, в настоящем «сегодня» лирический герой замечает грустный взгляд своего немого собеседника, который безмолвно слушает экзотическую сказку об «изысканном жирафе» в «тропических садах», а с другой — читателя поражает изысканность, «грациозная стройность» волшебного животного — жирафа. Немой слушатель лирического героя и «изысканный жираф» одиноки, хотя и живут совершенно в разных мирах. «Веселые сказки таинственных стран про черную деву, про страсть молодого вождя», рассказанные лирическим героем, вызывают у собеседницы слезы, так как «слишком долго» жила она в реальном мире, мало фантазировала, мечтала, воображала и поэтому не в состоянии поверить в услышанное. В данном стихотворении Гумилев выступает как поэт-мечтатель, поражающий нас палитрой красок, звуков, используемых при описании гордого животного:

Вдали он подобен цветным парусам корабля…

Описывая жирафа, поэт употребляет самобытные метафоры, эпитеты: «изысканный», «бродит», сравнивает облик животного с «цветными парусами кораблей», а его бег с «радостным птичьим полетом». Стихотворение имеет кольцевую композицию. Строка: …далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф — является одновременно и важнейшим структурным элементом произведения и в то же время лейтмотивом всего текста.

Н. Гумилев не создал никакой новой манеры письма, но, заимствовав приемы стихотворной техники у своих предшественников, он сумел их усовершенствовать, развить, углубить.

В годы Первой мировой войны Н.С. Гумилев добровольцем идет на фронт, рядовым в Первый лейб-гвардии уланский полк. Результатом военных переживаний поэта стал поэтический сборник «Колчан», написанный в 1916 году. Война заставляет поэта пройти суровую школу взросления. Отныне лирический герой Н. Гумилева — не пылкий, романтичный юноша, а возмужавший, много познавший человек, который ощущает свою неразрывную связь со всей Россией:

Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей.

(«Наступление», 1914)

Лирический герой верит в божественное предопределение, «что Господне слово лучше хлеба питает нас». В стихотворении «Наступление» объяснена роль поэта в военное время, когда происходит переоценка жизненных ценностей, меняется мироощущение:

Я кричу, и мой голос дикий.

Это медь ударяет в медь,

Я, носитель мысли великой.

Не могу, не могу умереть.

(«Наступление, 1914)

8 августа 1921 года Николай Гумилев был арестован по подозрению в участии в так называемом «таганцевском заговоре» (контрреволюционный заговор против советской власти), и через несколько дней расстрелян. Сборник «Огненный столп», вышедший в 1921 году, уже после смерти поэта, — вершина поэтического творчества Н.С. Гумилева. В стихотворении «Заблудившийся трамвай» (1919) лирический герой «заблудился в бездне времен», но свет грядущего зовет к познанию истинных ценностей:

Понял теперь я: наша свобода Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа В зоологический сад планет.

Пространственно-временные границы произведения расширены: Нива, Нил, Сена, роща мальм, Бейрут, трамвай является той связью, которая соединяет бытие лирического героя с реальным и потусторонним миром.

Творчество Николая Гумилева близко мне по духу, по тем жизненным и поэтическим установкам, которые пропагандировал поэт. Прошло 130 лет со дня рождения Гумилева, но мы продолжаем читать его поэтические сборники, восхищаться его слогом.

Сочинение: Писатели (поэты) — юбиляры
4 (80%) 18 votes