Сочинение по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора»

Сочинение по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора»
prazdnenstvo

Сведений о жизни Михаила Шибанова, русского художника, жившего во второй половине XVIII в., сохранилось крайне мало. Неизвестны ни год его рождения, ни отчество. Известно, что он происходил из крепостных крестьян, в 1783 г. получил вольную. Имеются документы, в которых Шибанов именуется «живописцем его светлости» графа Григория Алексан­дровича Потёмкина, фаворита императрицы Екатери­ны II. Также известно, что художник писал иконы для церквей в южных городах России — возможно, туда его взял с собой Потёмкин. Кроме того, Шибанов пи­сал для частных заказчиков в Москве и Петербурге. До наших дней дошло несколько картин, по отно­шению к которым авторство Шибанова не вызывает сомнений. Это несколько портретов современников, в том числе Екатерины II, и две жанровые картины из крестьянского быта — «Крестьянский обед» и «Празд­нество свадебного договора». Тематика этих картин для своего времени уникальна — тогда крестьян не принято было изображать на полотне.

Самое позднее сохранившееся свидетельство о жиз­ни Шибанова относится к 1789 г. Это просьба ху­дожника в канцелярию Екатерины II о назначении ему жалования. Каких-либо данных об ответе не сохранилось.

На картине «Празднество свадебного договора» изображён сговор двух семей о свадьбе их детей. В старину решения о браке детей принимали роди­тели. Дети должны были лишь следовать их воле. Сговор — это окончательная договорённость, и рас­торгнуть её было почти так же невозможно, как и брак. Сговор происходил в доме родителей невесты, на нём определялось время венчания, обсуждалось приданое невесты, количество гостей и тому подобные моменты. Когда отцы заключали соглашение, приглашали неве­сту, и мать подводила её к жениху со словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». После этого молодые люди должны были взяться за руки, тем самым скрепляя договор родителей.

Именно этот момент и запечатлел художник. Фи­гуры жениха и невесты занимают центральное место на картине. И если жениха частично заслоняет от зрителя стол, то невеста изображена во весь рост, что позволяет без помех полюбоваться её нарядом. Жених держит невесту за руку и нежно смотрит на неё — сразу понятно, что девушка ему понрави­лась. Невеста скромно опустила глаза, как и было положено девушке в те времена. Женщина за спиной невесты — вероятно, её мать, которая, согласно обы­чаю, подвела дочь к жениху. Невеста в левой руке держит платок — может быть, чтобы вытирать слёзы, которые полагалось проливать, прощаясь с девичьей «волюшкой».

В левой части картины, под образами в красном углу, сидят сваты и отцы жениха и невесты. Один из сватов поднялся с места и широким жестом при­глашает молодых людей сесть рядом с родителями — теперь, когда обо всём договорились, начнётся пир, и будущие супруги тоже должны в нем участвовать. На столе уже стоит угощение, в том числе и тра­диционный круглый каравай в центре. Этот каравай должны разломить надвое в знак того, что договор совершился.

Кроме непосредственных участников сговора — родителей, сватов и жениха с невестой — в комнате ещё много людей. Все они изображены в правой части картины, там же, где виден вход. Кто-то сидит — вероятно, наиболее почётные гостим, может быть, близкие родственники — большинство же стоит, с лю­бопытством глядя на происходящее. Это люди разного возраста — молодые и старые, в самом низу в правом углу изображён маленький ребёнок. В старину сговор был событием почти столь же крупным, как и сама свадьба, и праздновали его широко, приглашали не только близких родственников, но и соседей, если достаток позволял, то и всё село. А о том, что се­мья невесты имеет достаток, нетрудно догадаться по наряду девушки. Художник старательно выписал за­тейливые узоры, игра света говорит о том, что одежда невесты сшита из парчи. На шее у девушки ожерелье, в ушах серьги, из-под подола платья выглядывают носки красных сапожек. Мать девушки тоже богато одета, её головной убор украшен жемчугом, в ушах у неё серьги.

Художник старательно изобразил головные уборы присутствующих на сговоре женщин, и это неслучай­но. В старину головной убор мог многое рассказать о женщине. Головной убор замужних женщин отли­чался от головного убора девушки.

Действие происходит внутри крестьянской избы. В интерьере нет ничего особенно примечательного: тёмные стены, иконы в углу, под ними стол и лавки. Зато живо показаны разнородные чувства, охватив­шие присутствующих. Рядом с. невестой и её матерью старушка в клетчатом платке опустилась на коле­ни, молитвенно сложив руки и глядя на иконы. По обычаю сговора, после достижения соглашения пола­галось помолиться всем вместе. Но остальные пока с этим не торопятся. Мужчина в красном кафтане, сидящий спиной к зрителю на стуле — вероятно, по­чётный гость — о чем-то оживлённо переговаривается с сидящей рядом молодой женщиной в кокошнике. Наверное, это его жена. Мужчина, изображённый с краю в левой части картины, держит на коленях бутылку с вином и кружку. Выражение лица у него радостно-умиротворённое, он явно доволен, всё полу­чилось, как он хотел. По-видимому, это отец кого-то из молодых людей, которым вскоре предстоит стать супругами.

Атмосфера праздничности, торжественности на картине в немалой степени достигается благодаря жи­вым, ярким краскам. Нарядная одежда большинства присутствующих составляет контраст с потемневши­ми стенами избы. Основные цвета в картине — корич­невый, чёрный, красный, различные оттенки зелёного. Коричневый — это фон, стены помещения и мебель, а также кафтан крайнего слева мужчины. Это цвето­вое единство словно намекает, кто хозяин этого дома и, соответственно, отец невесты. Красный цвет — это кафтаны гостя на переднем плане и одного из сватов. Красный присутствует и на душегрейке невесты: крас­ные цветы в узоре сплетаются с чёрными листьями. На девушке красные сапожки, хотя и не столь яркие. На мужчинах чёрные сапоги, сарафан и головной убор матери невесты тоже тёмные, практически чёрные. Чёрными прямоугольниками выделяются на стене ико­ны. В одежде жениха преобладают зеленовато-серый и травянисто-зелёный цвета. Подол платья невесты зеленовато-золотистый, выглядит слегка тускловатым — вероятно, из-за недостатка освещения в избе.

Картина насыщена не только действием, но и живо передаёт чувства, переживаемые его участниками. Ху­дожнику удалось показать не только торжественность момента, но также колорит эпохи, её дух.