Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»

Vasnecov_Alenushka

Творчество выдающегося живописца конца XIX — начала XX века Виктора Михайловича Васнецова очень разнообразно. В начале своей творческой дея­тельности художник писал картины бытового жанра: «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», затем работал в жанре портрета, занимался орнаменталь­ным искусством, был архитектором. Но основным направлением в его творчестве стало былинно-историческое. Живописец создал такие полотна, как: «Иван-царевич на Сером Волке», «Спящая царевна», «Ковёр — самолёт» и другие. Все они проникнуты глубокой любовью к фольклору и традициям родного русского народа. Впоследствии критики стали назы­вать В. М. Васнецова «истинным богатырём русской живописи».

Картину «Алёнушка» В. М. Васнецов написал в 1881 году по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Живопис­ца не оставил равнодушным образ бедной трудолюби­вой девушки, оставшейся сиротой вместе с маленьким братом. Героиня живописного произведения распо­ложена в самом центре картины. Одетая в простое старое цветастое платье, она одиноко сидит на сером большом камне, обхватив руками свои босые ноги. Её голова с растрепавшимися светлыми волнистыми волосами опущена на колени. У девушки доброе, но печальное выражение лица, широко раскрыты глаза, приоткрыт рот. Необъятная тоска читается во всём её виде. Наверное, главная героиня в этот момент ду­мает о своём братике, превратившемся в козлёночка, не знает, как помочь ему в этом безутешном горе, её сердце переполняется печалью и тревогой.

Алёнушка изображена живописцем на фоне пей­зажа ранней осени. На переднем плане картины — неподвижная водная гладь, по которой, как лодоч­ки, плывут жёлтые листья. В зеркале реки видно отражение Алёнушки, сидящей на камне.

Высокие стебли камыша с тонкими листьями жи­вописно расположились в озере и покрыли почти весь берег. За девушкой виднеются невысокие берёз­ки и осинки, листья которых уже начали покрываться жёлтой краской и дрожат на ветру. На одной из веток сидит стайка птиц. Они не перелетают с ветки на ветку и не поют весёлых песен. На заднем плане густой стеной расположились вечнозелёные лесные красавицы — ели. Тёмная лесная чаща добавляет мрачности. Вся природа предчувствует начинающееся увядание и грустит вместе с Алёнушкой.

Серый неприветливый небосвод, лишённый лу­чей яркого солнца, дополняет грустью композицию, составленную В. М. Васнецовым.

Живописное полотно написано художником в кон­трастных тонах. Автор намеренно привлекает внима­ние к лицу героини. Оно выполнено в светлых тонах на тёмном фоне. Чувствуется, что живописец сочув­ствует горю Алёнушки и сопереживает ей. Во всей композиции В. М. Васнецов использует холодные, блёклые тона, которые помогают создать печальное настроение.

При просмотре картины В. М. Васнецова «Алёнуш­ка» возникает грусть, печаль, появляется сочувствие и сострадание к бедной сироте, хочется разделить с ней все невзгоды и помочь.