Сочинение: поэма Василий Теркин

С поэмы «Страна Муравия» началась всесоюзная известность Твардовского. Но славу подлинно народного поэта принесло ему другое произведение — поэма «Василий Теркин», ставшая эпосом Великой Отечественной войны. Твардовский знал, что такое война. Он был фронтовым корреспондентом во время войны с Финляндией, вспоминая о которой, в 1943 г., в труд­ный период Великой Отечественной, напишет пронзительное стихотворение «Две строчки».

«На той войне незнаменитой» были получены первые сюже­ты, впечатления, образы, приобретен духовный опыт, кото­рый позволит создать великое (не побоимся этого определения) произведение отечественной литературы — поэму «Василий Теркин».

Предыстория главного героя тоже относится к финской кампании. Веселые фельетоны об удачливом бойце Васе Терки­не появились на страницах газеты Карельского фронта. Но в ха­рактере героя поэмы по сравнению с теми фельетонами про­изошли существенные изменения. Изменились способы его об­рисовки. Лишь фамилия осталась прежняя, подчеркивающая качества солдата бывалого, «тертого». Василий Теркин из «кни­ги про бойца» — это не условный лубочный персонаж, а герой эпический, воплотивший в себе истинно народные черты рус­ского труженика-солдата.

Не раз автор подчеркнет в образе Теркина его обобщен­ность, собирательность.

Герой поэмы — обыкновенный солдат и в то же время «па­рень хоть куда»: всегда оказывается там, где надо, готов прийти на выручку товарищу, смекалист, с врожденным чувством юмора («может, сало надо жарить? Так опять могу помочь»), весельчак и гармонист. Литературовед А. Турков точно подме­тил, что в этом на диво притягательном герое, сконцентриро­вавшем лучшие черты множества «наших стриженых ребят», есть нечто пророческое, словно предсказавшее будущую обая­тельную улыбку Гагарина и его по-теркински удалое «Поехали!».

Приступая к созданию поэмы, Твардовский определит принцип, который будет положен в основу изображения.

Правдой о буднях войны, о тяжком повседневном труде солдат («война-работа»), о потерях, силе духа и стойкости не­заметных героев войны — обыкновенных русских ребят поразит современников поэма А. Твардовского. Это впечатление будет усилено живостью и образностью языка произведения, о кото­ром можно сказать словами автора: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке».

«Книга про бойца» — так определит Твардовский особенно­сти своего произведения. И разъяснит.

Условия, в которых создавалась поэма, задачи, поставлен­ные автором перед собой, определили особенности компози­ции произведения. Твардовский назовет свою поэму «книгой», потому что в ней нет единого сквозного сюжета ни с точки зре­ния развития событий, ни с точки зрения истории жизни ге­роя. Последовательность событий определяется не волей автора, а ходом войны. Характер же героя не формируется, а раскрыва­ется в наиболее ярких и одновременно общих своих проявлени­ях, позволяющих увидеть в Василии Теркине черты русского воина, бойца. Книга состоит из завершенных глав, каждая из которых имеет свой самостоятельный сюжет. Возьмем, к приме­ру, главу «Переправа», построенную по принципу кольцевого обрамления, подчеркивающего философский рефрен произве­дения («смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле»). А в центре этой главы — лишь один обычный и трагический в обыденности потерь боевой эпизод — переправа. В главе «Смерть и воин» использован сюжет народной сказки, позволяющий раскрыть философскую тему противостояния жизни и смерти. Такие краткие, законченные главы публиковались во фронто­вой печати, их ждали, читали и перечитывали солдаты.

Что же объединяет главы, связывает их в единое произве­дение, в книгу? Прежде всего — образ Василия Теркина. Но есть здесь еще один герой, роль которого в книге особенно важна, — это герой-повествователь. Его образ имеет автобиог­рафическую основу, он близок автору по своей биографии, характеру, взглядам на жизнь, войну, творчество (главы «От автора», «О себе»). Присутствие героя-повествователя прида­ет книге цельность и определяет тональность произведения, в котором идет разговор по душам о самом главном. А. Твар­довский позже писал, что работа над этой книгой была для него истинным счастьем: «Теркин» был для меня во взаимо­отношениях писателя со своим читателем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и при­сказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Полная свобода в обращении со стихом и словом, непринужденность повествования, ориентация на живую разговорную речь, на­личие многочисленных обращений к читателю («и скажу тебе, не скрою»), использование прямой речи рассказчика («дед кипит: «Позволь, товарищ, Что ты валенки мне хва­лишь?», «Зачем мне орден? Я согласен на медаль»), обилие пословиц, поговорок («делу время, час забаве», «города сда­ют солдаты, генералы их берут»), кратких и точных выраже­ний, ставших афоризмами («я солдат еще живой», «дай-ка ту, которую», «в поле вьюга-завируха») — таковы особеннос­ти стиля поэмы А. Твардовского. «Какая свобода! — востор­женно отзовется о поэме «Василий Теркин» чрезвычайно взыскательный читатель — И.А. Бунин. — Редкая книга».

Здесь искали:

  • сочинение василий теркин
  • василий теркин сочинение
  • сочинение по поэме василий теркин
Опубликовано в Сочинения.