Сочинение: Тема семьи в одном из произведений русской литературы

Сочинение: Тема семьи в одном из произведений русской литературы

ТЕМА СЕМЬИ В ОДНОМ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Домашнее сочинение, на подготовку и написание ко­торого отводилась одна неделя. Сочинение анализиро­вали трое одноклассников автора.

Каждый из нас не раз задумывался о том, что такое се­мья. Семья — это самое главное, самое дорогое, что есть на свете. Народная мудрость гласит: каждый человек дол­жен построить дом и посадить дерево. Другими словами, каждый из нас должен обзавестись семьей и вырастить ребенка. Кроме того, каждый должен стараться быть при­мерным семьянином.

Многие философы, писатели и поэты задумывались над этой темой. Одним из таких писателей-философов был и Л. Н. Толстой. На страницах романа-эпопеи «Война и мир» перед нами проходит целый ряд семей, самыми контрастными из которых являются Ростовы и Курагины. Это две совершенно разные семьи, противопоставленные друг другу.

В первой же сцене автор дает нам характеристику пе­тербургского общества, представителями которого яв­ляются Курагины. Толстой показывает нам механичность их движений и действий, наигранность и фальшь всей их сущности: «Анна Павловна… заводила равномерную при­личную разговорную машину».

В этом обществе все должно быть по общепринятым светским правилам, и работать оно должно исправно, словно механические часы; никто не должен «выбиваться» из общего уклада.

У Ростовых же, представителей московского общества, жизнь протекает естественно, незапланированно. Здесь важную роль играет эпизод именин матери и младшей до­чери Ростовых. Наташа, одна из главных героинь романа и любимая героиня самого писателя, буквально влетает в зал. «Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила…» Слово «нерассчитанного» имеет огромное значение, ведь все Ростовы ведут себя есте­ственно и непринужденно.

Вся семья представлена в радужном свете. Ростовы «видимо, старались удержать в границах приличия ожив­ление и веселость, которыми еще дышала каждая их чер­та…». Если Элен Курагина на приеме у Анны Павловны Шерер шла, «не глядя ни на кого, но всем улыбаясь», то граф Ростов разговаривал со всеми «без исключения и изменения», кроме того, «machereили moncherон го­ворил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям». Это еще раз под­черкивает естественность семьи Ростовых. Удивляет нас и дальнейшая выходка Наташи, когда она через весь стол спрашивает: «Мама! Какое пирожное будет?» В светском обществе это неприемлемо, но для Ростовых это нату­рально, поэтому «графиня хотела хмуриться, но не могла».

Также очень важно сопоставить портретные характе­ристики Элен и Наташи. Элен блистала красотой. Но за этой внешностью, по сути дела, не было ничего особенно­го. Она была статична и фальшива. Кроме этого, она ча­сто изменяла мужу Пьеру и совершала другие порочные поступки. И ее постигла весьма драматичная судьба: она умерла от неизвестного венерического заболевания.

Наташа же, напротив, была некрасива, но из нее буд­то лился яркий свет, который всех привлекал. По одному описанию девочки понятно, что она мила автору и близка к сердцу. Лев Николаевич намеренно подчеркивает дет­скость ее образа, ведь дети всегда натуральны и искренни в своих побуждениях.

Близость к народу — это еще одна очень важная нрав­ственная основа идеальной семьи по Толстому. Недаром Лев Николаевич включает в роман сцену народных танцев героев.

На именинах граф Ростов просит одного из своих му­зыкантов сыграть Данилу Купера и пускается в пляс. Когда Наташа отправляется с братом на охоту, они заезжают к их дядюшке. Там «Наташе так весело было на душе, так хоро­шо в этой новой для нее обстановке». При звуке дядиной гармони Наташа начинает танцевать «Барыню». В петер­бургском же обществе, в частности у Курагиных, дворовых даже близко к дому, наверное, не подпустили бы. Элен бы ни за что на свете не начала так танцевать, да у нее бы и не получилось.

Семья Курагиных далека от народа. Как же так?! Ведь нельзя смешивать социальные классы! Высшему обще­ству не позволено подражать народной массе, поэтому для них абсолютно неприемлемы поступки Ростовых. Да и патриотизм у них наигранный. Конечно, ведь это же модно быть патриотом, говорить о заслугах страны, обсуждать Наполеона, Кутузова и различные военные действия. Но разве только в словах состоит патриотизм?!

Курагины теперь разговаривают только на родном русском языке, ведь они же «патриоты»! Но в то же время письма они пишут на русском языке с французской грам­матикой. Эта деталь очень важна у Толстого, ведь какой человек может быть патриотом, не зная родного языка?! Даже сам граф Курагин путал, в каких заведениях что надо говорить: где хвалить Кутузова, а где Наполеона.

Так с долей иронии Толстой показывает патриотизм Ку­рагиных.

Ростовы же, наоборот, являются примером искренне­го патриотизма. Чего только стоит та искренность Ната­ши, с которой она предлагает скинуть все вещи с повозки и положить на нее раненых! Ее лицо было искажено зло­бой. но Толстой видит прекрасное в этом ужасе (выраже­нии. — Прим. авт.). Ведь Наташа на самом деле пережи­вает за солдат, поэтому выражение ее лица совершенно не важно. Главное — она, как и прежде, естественна и не скрывает своих чувств за внешней красотой. Совершенно другой предстает перед нами Наташа в эпилоге романа. Она выходит замуж за Пьера и кардинально меняет свою жизнь. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности… Очень редко занимался в ней теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, ког­да… возвращался муж, …выздоравливал ребенок или ког­да она… вспоминала о князе Андрее… И тогда она бывала еще более привлекательна, чем прежде».

Толстой описывает нам идиллию семейного счастья. Наташа — мужнина жена. В этом и заключается счастье Наташи, больше ей ничего не нужно. На этом заканчивает­ся путь исканий Наташи.

Таким образом, на сопоставлении двух совершенно разных семей Толстой показывает идеал семейной жиз­ни. С первых страниц романа читатель может заметить не­гативное отношение автора к семье Курагиных и превоз­ношение семьи Ростовых.

Мы понимаем, что счастье не в каких-то чинах, не в светском обществе, а в тихой семейной жизни, в муже и детях. (А Пьер? — Прим. авт.)

Сочинение в целом верно и самостоятельно трактует тему. Приводятся необходимые аргументы для обосно­вания своей точки зрения. Тем не менее работа не сво­бодна от недочетов.

Выделенные слова и выражения связаны с фак­тическими, речевыми, стилистическими ошибками. Определите вид ошибки и исправьте их. Полужирным шрифтом выделены комментарии преподавателей, на­целивающие на размышления в определенном направ­лении.

Здесь искали:

  • сочинение по литературе на тему Дом
  • сочинение на тему дом с примерами из произведений
  • пример семьи в литературе
Опубликовано в Сочинения.