Сочинение: Темы лирики Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Темы лирики Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итоговое произведение Н. А. Некрасова. Сюда вошел весь опыт Некрасова, связанный с изуче­нием жизни народа, все сведения о нем, накопленные «по словечку» в течение двадцати лет, и, конечно, основные мотивы лирики поэта (жизнь крестьян и городской бедноты, тяжелая женская доля, природа и любовь, высокая гражданственность и назначение поэта). Характерны в целом для художественного мира Некрасова и присущие поэме фольк­лорные приемы и интонации.

Сравнивая сборник Некрасова 1856 года и поэму, мы замечаем общий сквозной мотив дороги. Этой темой начинается сборник («В дороге») и ею заканчивается («Школьник»). В поэме «Кому на Руси жить хорошо» дорога — главный сюжетообразующий образ-символ, усиливающий ощущение грядущей перемены в жизни России и духовном мире кресть­янства. При этом особенно важна ситуация встречи в дороге, обычно служащая началом диалога героев, их взаимного «узнавания». Именно так же построены стихотворения «В дороге» и «Школьник».

Очень характерны для Некрасова образы Поэта и Гражданина. В сборнике 1856 года эта тема звучит в стихотворении «Поэт и гражда­нин», которое вспоминается при чтении главы поэмы «Пир — на весь мир». Соотнося высокую гражданственность с поэтическим искусством, Некрасов на первое место ставит все же гражданские интересы, на осно­ве которых формируются в дальнейшем мировоззрение и род занятий человека: «Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего жи­ви, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви…» («Поэт и гражданин»); «Григорий твердо знал уже, кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет…» («Кому на Руси жить хорошо»).

Можно заметить, что фигуры Поэта («Безвестен я…», «Умру я ско­ро…», «Вчерашний день, часу в шестом…») и Гражданина («Памяти Бе­линского», «Памяти Добролюбова», «Пророк») появляются в лирике Некрасова отдельно друг от друга, а иногда и противопоставляются друг другу («Поэт и гражданин»). Только Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, становясь, таким образом, своего рода идеальным героем Некрасова. Очевидна связь этого образа с Добролюбовым (похо­жая фамилия), Белинским (мотив «чахотки») и Чернышевским (мотив «Сибири»), то есть с основными прототипами Гражданина в некрасов­ской лирике. Что же касается Гриши-поэта, то это, по сути дела, сам Не­красов: «песни» Гриши исполнены в типично некрасовской манере и вполне могли бы издаваться отдельно от поэмы как самостоятельная ли­рика.

Среди социальных мотивов, близких Некрасову, — крепостное право, а впоследствии — пореформенная ситуация. После первого антикрепост­нического стихотворения Некрасова «В дороге», где в рассказе ямщика улавливается глубокий социальный смысл, появляются и другие стихи, продолжающие то же направление («Родина», «Тройка», «Огородник», «Перед дождем», «Псовая охота»). В поэме «Кому на Руси жить хоро­шо» тоже есть отрывок, посвященный охоте с борзыми и гончими. Поме­щик Оболт-Оболдуев называет охоту «исконно русскою» потехой, вспо­миная дорогие ему недавние времена крепостного права.

Тема сочувствия угнетенным — одна из важнейших в творчестве Не­красова, но среди всего разнообразия подходов к ее раскрытию особое место занимает образ русской женщины-крестьянки. Женская тема в поэзии Некрасова обширна и многогранна, она включает в себя и тему материнства, и рассказ о «тяжкой долюшке» крестьянки, и восхищение силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщины, и преклонение перед ее непоколебимостью и стойкостью. В лирике Некра­сова многие произведения посвящены именно женской теме: здесь опи­сываются всевозможные жизненные ситуации и то, как в них проявля­ется женский характер. Можно вспомнить стихотворение «Тройка», представляющее собой как бы сжатую биографию героини, со всеми ха­рактерными жизненными вехами, отраженными и в сюжетной линии Матрены Тимофеевны Корчагиной — героини третьей части поэмы. Пе­чальный рефрен: «Терпи, многокручинная! терпи, многострадальная! Нам правды не найти!» — заставляет вспомнить «Вчерашний день, часу в шестом…», где Муза впервые получает обличье страдалицы-крестьян- ки и при этом провозглашается «сестрой» народа. В этом стихотворении социальная незащищенность крестьянина на символическом уровне со­отнесена с незащищенностью Поэта.

Символичны как сами фигуры матери и ребенка, так и связанные с ними драматические сюжетные перипетии. Трагическую коллизию — смерть единственного сына — мы встречаем также в стихотворении «Орина, мать солдатская», типологически сходную ситуацию — в по­эме «Мороз, Красный нос». Преждевременная смерть близкого челове­ка как бы предвещает трагедию, обреченность и несостоятельность всей дальнейшей жизни. Но сама по себе смерть не так страшна, как неза­вершенность жизненного цикла, нарушение привычного твердого по­рядка.

В песне Гриши Добросклонова «В минуту унынья, о Родина-мать…» есть указание на то, что мать и дитя аллегорически представляют Рос­сию и русский народ: о России говорится, что она пока еще «раба», но ждет «уже вольного сына». Эта образность заставляет вспомнить еще од­но стихотворение Некрасова — «Песня Еремушке». Обратим внимание и на то, что второй сын Матрены жив и, может быть, будет счастливым.

Действие поэмы происходит в основном в сельской местности, поэто­му здесь практически отсутствует столь важный для Некрасова мотив Петербурга. Но нельзя утверждать, что городская тематика в произведе­нии абсолютно не затрагивается. Город упоминается в главе «Губерна­торша», когда Матрена Тимофеевна приходит в губернаторский дворец с просьбой вернуть мужа. Сцена у парадных дверей, разговор крестьянки со швейцаром напоминают стихотворение «Размышление у парадного подъезда», где «мужики, деревенские русские люди», толпясь у главно­го входа казенного учреждения, просят «допустить» их (однако, в отли­чие от Матрены, терпят в этом неудачу).

Сюжет поэмы постоянно осложняется новыми мотивами, которые по­зволяют с разных сторон охарактеризовать народную жизнь, раскрыть многогранность и сложность русского характера. Глубокая привязан­ность и безграничная любовь к русскому народу определили направлен­ность стихов Некрасова, сделали истинно народным поэтом. Перед смер­тью, кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов создает еще один цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога за народ:

Не русский — взглянет без любви На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу…

( «О Муза! Я у двери гроба!..» )

Несмотря на пессимистическую тональность некрасовской лирики, в последних стихотворениях все же звучит надежда на возрождение Рос­сии и вера в счастливое будущее народа:

Но желал бы я знать, умирая,

Что стоишь ты на верном пути,

Что твой пахарь, поля засевая,

Видит ведреный день впереди:

Чтобы ветер родного селенья Звук единый до слуха донес,

Под которым не слышно кипенья Человеческой крови и слез.

(«Что ни год — уменьшаются силы…»)

Не случайно и финальная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» звучит оптимистически:

Рать подымается —

Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!

Здесь искали:

  • сочинение на тему кому на руси жить хорошо
  • сочинение кому на руси жить хорошо
  • сочинение на тему кому на руси жить хорошо некрасов
Опубликовано в Сочинения.